Простые белорусы о выборах

На избирательном участке в Слуцке корреспондент «Салідарнасці» услышала, как пенсионерка призналась в любви к главе государства, а председатель участковой комиссии пригласил наблюдателя от КХП-БНФ пообедать.

Читая репортаж коллеги о празднике волеизъявления в минской школе, я удивлялась. То ли дело выборы в Слуцке! На каждом из трех участков, где побывала, меня принимали как родную. Члены всех трех комиссий излучали доброжелательность.

На подходе к дому культуры, где располагается участковая избирательная комиссия № 1, пожилая женщина с трудом поднимается по ступенькам. Одной рукой она опиралась на костыль. Под другую её поддерживала женщина помоложе.

– Вдвоём нельзя! – воскликнули члены комиссии в один голос, когда женщины зашли в кабинку.

– Просто крестик поставить? – уточнила бабушка.

Народа на участке было немного, и я отправилась в буфет. Здесь очередей тоже не наблюдалось. Хотя, как рассказала продавец, на всё, кроме алкоголя, наценка всего 5 % против магазинных 20-30 %. Я не поверила глазам, когда увидела на прилавке водку, коньяк, вино и шампанское!

Ведь еще накануне местные власти объявили о сухом законе в буфетах на избирательных участках. Не исключено, что публикация в «Салідарнасці» заставила чиновников пересмотреть свое решение.

Тем не менее, минибанкетов за столиками в ДК не было. Две дамы пили чай и были не против пообщаться.

Галина Николаевна всю жизнь голосует только в день выборов («именно в праздник, потому что всё здесь украшено, всё создано для избирателей») и призывает следовать её примеру.

Настроение у моей собеседницы праздничное, и она наперебой нахваливает власть – от председателя исполкома до президента.

– Хочу отметить нашего мэра Владимира Викторовича, он очень внимательный, заботливый человек. Когда его выбирали, он нам пообещал, что в нашем городе будут часы, и они появились…

– Но мы же не выбирали председателя исполкома.., – попыталась возразить я.

– Мы выбирали его. Я сама лично участвовала в тех выборах, – уверенно заявила Галина Николаевна.

– Если не секрет, за кого вы сегодня голосовали?

– Я проголосовали за бывшего депутата. Забыла ее фамилию. Она имеет высшее образование, опыт работы, живет в одном городе с президентом, и поэтому ей легче решать проблемы Слуцка.

Одно только огорчало пенсионерку в этой избирательной кампании: было мало агитации.

– Раньше было интереснее. Больше знали о кандидатах. Везде были плакаты, агитация. Я сама работала агитатором. Организовывали встречи с кандидатами. Они себя показывали. А сейчас на стендах информация. Но ведь этого мало.

Ее подруга Анна Николаевна соглашается:

– Раньше кандидаты объявления расклеивали, встречи с жильцами во дворах проводили.

Женщины считают, что депутаты в Беларуси проводят очень большую работу.

– Благодаря президенту, – добавляет Галина Николаевна. – Он такой правильный, строгий, требовательный. Ответственный, любящий свой народ, свою Беларусь. Я его за это люблю сама. Его портрет у меня на самом видном месте дома. Я сама-то россиянка, бывало, увижу его по телевизору и поцелую! Это какой-то необыкновенный человек…

Подруги отправились на концерт, а я изучила ассортимент буфета. Прилавки ломились от фруктов: яблоки – всего 1750 рублей за килограмм, ананасы (13 150), виноград (16 -19 000). Из деликатесов – отварной язык, расстегаи с мясом и жареный минтай.

Виталий Амелькович, представляющий БХК, отметил, что комиссия предоставляет ему всю информацию и работает открыто и прозрачно.

– Просто образцово-показательный участок, – удивляется наблюдатель. – Думаю даже благодарность на имя председателя написать.

А вот на участке № 5, разместившемся в фойе общежития, наблюдателей целых пять. Один из них – доверенное лицо кандидата от Белорусской социал-демократической партии «Громада». Девушка Юлия представляет КХП-БНФ. Председатель комиссии Юрий Бондаренко, который на президентских выборах возглавлял в Слуцке инициативную группу Лукашенко, любезно приглашает нас с Юлией пообедать. Мы вежливо переводим разговор на другую тему.

Когда мы остаемся наедине, Юля показывает мне колготки, которые ей подарил председатель комиссии вместо тех, что были порваны из-за стула, на котором сидела наблюдатель.

Пенсионерку Ирину Тимофеевну наблюдателем выдвинула ветеранская организация.

– Просто так с улицы наблюдателем не станешь. Их в исполкоме назначают, наверное, – предполагает женщина.

Избирателей об их выборе я расспрашиваю на выходе из общежития. Большинство отнекиваются, мол, голосование у нас тайное. Или отвечают осторожно: «за хорошего человека», «за наше будущее».

Исключением оказался 75-летний Валентин Николаевич:

– Я проголосую за Юревича. Он, как и я, пенсионер. Прошел огонь, воду и медные трубы. Был я на встрече с бывшим депутатом. Она говорила, что дали льготы школьникам – бесплатный проезд. Зато отрезали все льготы у пенсионеров. Сейчас зуб получить – полпенсии отдашь! Что ещё Клещук сделала хорошего? Она дом начала строить и не достроила. Так ей еще второй срок нужен для этого?

На участке, расположенном в школе № 8, по словам председателя комиссии и директора школы Татьяны Трусовой, проголосовал досрочно каждый четвёртый избиратель. Председатель с гордостью предлагает посмотреть выставку работ учащихся.

Среди экспонатов выделяется вот такой усатый персонаж

За столом сидят три наблюдателя. Листают подшивку районки. Девушка от БРСМ кутается в шаль.

– У нас еще один наблюдатель был. От «Белой Руси», – говорят.

– Видно, замерз, не выдержал? – спрашиваю.

Дамы улыбаются.

В буфете народа нет совсем. Как будто и не выборы в стране! Некому пить коньяк, закусывая сосисками в тесте.

На выходе подхожу к молодым людям, которые, исполнив свой гражданский долг, подошли к плакату изучать биографии кандидатов.

Станислав (21 год) и Вадим (25 лет) признались, что проголосовали против всех.

– Никого из кандидатов не знаем, – объяснили ребята. – Их даже по местному телевидению не показывали. С народом они не общались. А что можно узнать из автобиографии?

По дороге домой встречаю знакомого. Предприниматель Сергей на выборы не ходил.

– Пусть сами играют в это «Суперлото»! – отмахивается он. – У всех этих кандидатов одна цель – к кормушке пробиться.