Ленин – белорусский герой?

В Беларуси не спешат расставаться с советским наследием, позволяя памятникам Ленину находиться на главных площадях почти всех городов, а улицам Ленина — едва ли не в каждом населенном пункте.

В странах-соседях Беларуси отношение к советскому наследию расходится от полного неприятия (как в балтийских странах) до нейтрального или даже протекционистского отношения (как в России). И, несмотря на то, что в Беларуси государственные идеологи стремятся представить этот вопрос исключительно в культурной плоскости, он со всей очевидностью является политическим.

Это вопрос, вольно или невольно возникающий на уровне символов, означающих наши цели, принципы, идеалы и ориентиры.

Молодое поколение растет не на подвигах беларусских героев, а на осознании того, что покровительством беларусской власти пользуются именно бренды «Ленин», «Энгельс» и «советское».

Один из примеров — с каким трудом удается переименовать даже станцию метро «Площадь Ленина», которая уже почти два десятка лет находится под площадью Независимости.

Сторонники идеи того, что советское наследие должно оставаться до тех пор, пока его естественным путем не вытеснит какое-нибудь другое, обычно склоняются к аргументам о «незрелости» страны, в которой проводится политика замены памятников, больше не соответствующих текущему моменту. В этой связи часто приводятся в качестве негативных примеры Грузии, где был взорван мемориальный комплекс в Кутаиси, и Эстонии, где в 2007 г. правительство организовало перенос монумента «Бронзовый солдат».

При этом, когда в том же году мэрия подмосковных Химок осуществила перенос памятника советским летчикам-героям в связи с расширением Ленинградского шоссе, это событие получило значительно меньший резонанс. Нечто похожее произошло и в Ташкенте (Узбекистан), где в ноябре 2009 г. демонтировали советский памятник «Защитнику Родины», а на его месте установили памятник узбекскому солдату «Ватанга касамёд» («Клятва Родине»).

Способ освещения данных событий в СМИ позволяет предположить, что замена советского наследия в одних странах воспринимается как возможная и необходимая, а в других — как противоестественная, и зависит это от текущего политического курса страны, о которой идет речь. Таким образом, следует полагать, что вопрос советского историко-архитектурного наследия глубоко политизирован.

Сторонники сохранения советского наследия считают, что историю не перепишешь, а Ленин является частью беларусского прошлого, поэтому передвигать его на менее значимые площади можно, а убирать совсем — нельзя.

При этом утверждается, что советское наследие является важным и с туристической точки зрения, а установка новых памятников считается прерогативой гражданского общества, представители которого должны обращаться за содействием в органы власти.

Однако на примере ситуации с переносом из центра Минска музея Великой отечественной войны и строительства на его месте отеля «Кемпински» становится понятно, что беларусское общество открыто к переосмыслению советского наследия и по большому счету относится к нему безразлично. Молодое поколение, да и сами чиновники, не верят в советские и социалистические идеалы и живут в условиях потребительского общества, где господствуют совершенно иные ценности. Поэтому такая фигура, как Ленин, несмотря на обилие ее архитектурных воплощений на улицах беларусских городов, не имеет для молодежи никакого положительного символического значения.

Более того, даже представители власти недавно стали отзываться о Ленине и большевиках не самым лестным образом. Например, в статье «Необольшевизм против демократии» от 28 декабря 2010 г. председатель Совета Республики Анатолий Рубинов написал следующее: «Агрессивность и радикализм, ослепление ненавистью, готовность безответственно идти на разрушения ради «светлого будущего» — типичные черты большевизма…». Ему вторит заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси Сергей Кизима, который на международном форуме в Братиславе заявил: «Мы со времен Ленина, приехавшего с кучей немецких денег рушить российскую государственность, несколько подозрительно относимся к Лениным или Милинкевичам, не суть важно, приезжающих с немецкими деньгами вершить государственные перевороты и революции в наши тихие края».

Значит, Ленин — больше не герой? Его никто не уважает? В таком случае, становится неясно, на каком основании он до сих пор в таком почете в архитектурном ландшафте Беларуси?

В городах достаточно своих местных героев и известных людей, а также исторических топонимов, для того чтобы переименовать городские улицы, лишив их названия советского идеологического оттенка.

Так уже давно сделали не только в Вильнюсе, Риге и Таллинне, но и в Киеве и Москве. В России никто не оставлял названия Сталинград (Волгоград), Устинов (Ижевск) или Брежнев (Набережные Челны), даже если к Брежневу у старшего поколения сложилось хорошее отношение.

Беларусская городская среда выглядела бы совершенно иначе, будь она преобразована даже в соответствии с тем, как мы понимаем историю Беларуси сегодня. Сейчас даже сложно представить, но как было бы интересно горожанам и приезжим Минска гулять по улицам Доминиканской и Францисканской (исторические названия), а не Энгельса и Ленина. И, очевидно, подлежат переименованию улицы, названные именами тех, кто к Беларуси не имел никакого отношения — как, например, Карл Либкнехт и Роза Люксембург, равно как и улицы, носящие типичные названия вроде Советская, Коммунистическая, Мира, Правды и Космонавтов.

Известно, что памятники Ленину не представляют большой культурной ценности, поскольку большинство из них изготавливалось по типовому проекту, и одинаковые памятники стояли в сотнях городов. Но можно не разрушать советское наследие, а превратить его в музей социализма. Некоторый аналог такого музея можно обнаружить в парке «Грутас» под Вильнюсом. Но поскольку у нас десоветизация находится только на начальной стадии, то к этому наследию можно относиться для начала не с осуждением, а с пониманием «прошедшего». Это означает, что за «советским» должен прочно закрепиться ярлык ушедшего и не подлежащего восстановлению.

В такой музейный комплекс могут быть перемещены бесчисленные памятники Ленину с площадей беларусских городов, на его основе можно образовать Музей советского плаката, Музей советского кинематографа, Музей советской архитектуры, можно открыть типичную советскую столовую, поставить советские телефоны-автоматы, автоматы по выдаче газированной воды и многое другое. Это позволило бы создать действительно туристическую достопримечательность, лишая при этом советское статуса сакрального, т.е. не подлежащего изменению.

Другое дело, что в настоящее время прогрессивные инициативы в культурной сфере часто вызывают подозрительное отношение со стороны действующей власти, поскольку рассматриваются как направленные против нее.

Необходимо снять это противоречие, убедительно доказав, что в развитии национально-культурной идентичности Беларуси заинтересованы обе части расколотого общества, что именно она станет тем фундаментом, который может способствовать его объединению. Беларусь нуждается в постулировании новых-старых героев: просветителей, ученых, священников, поэтов, борцов за гражданские права.

Реформирование страны и социально-культурного ландшафта — совместная задача ответственной власти и гражданского общества. На проведение таких реформ нужна политическая воля, а потому руководство Беларуси, нынешнее либо будущее, должно четко осознавать данные задачи и важность их реализации для создания нового образа страны и укрепления ее суверенитета.