«Юбилейный» мигрант

5-миллионым жителем Петербурга может стать ребенок, родившийся в семье приезжих

В Петербурге ожидается рождение пятимиллионного жителя. Счет пошел уже на часы. Как подсчитали эксперты Петростата при участии чиновников Смольного и врачей, «юбилейный» малыш должен появиться на свет в воскресенье, 23-го.

Задействованы в «отслеживании» значимого для города на Неве события 14 родовспомогательных учреждений, включая частные. По словам Анатолия Симаходского, начальника отдела комитета по здравоохранению, медики всех родильных домов города получили специальную электронную анкету, по которой в органы исполнительной власти будут передаваться все сведения о тех мамочках (и их деточках), кто начнет рожать «в час «Х».

Специалистам предстоит отслеживать также информацию об умерших горожанах. С тем, чтобы свести все цифры «к истинно пятимиллионной».

— Строго говоря, «юбилейным» петербуржцем может оказаться и взрослый человек, получивший, например, постоянную регистрацию в нашем городе, — обмолвилась на недавнем совещании в городской администрации вице-губернатор Ольга Казанская. — Но, согласно мировой практике, чествуют обычно ребенка. Мы не стали отступать от этой традиции.

Обработка всех данных будет завершена, как сообщают в Смольном, к 7 утра ближайшего понедельника. Тогда-то и сообщат, видимо, имя, пол, национальность младенца.

Насчет национальности можно было бы, конечно, из деликатности и умолчать, если бы не одно «но». Как заметил еще в августе глава комитета по социальной политике Смольного Александр Ржаненков, «пятимиллионный житель Петербурга может родиться и в семье мигрантов». Что неудивительно. Ведь из 150 (в среднем) младенцев, ежедневно появляющихся на свет в городе на Неве, треть – это дети приезжих из других регионов РФ и СНГ.

— Безусловно, это замечательно, что мы готовимся праздновать рождение пятимиллионного питерца, — сказала «СП» Елена Бабич, экс-депутат городского парламента, ныне руководитель общественного движения «Санкт-Петербург – духовная столица». – Город должен расти, развиваться. А дети – наше будущее. Главное, чтобы озвученная цифра не стала фикцией, как нередко случается у наших чиновников. Я, еще будучи депутатом законодательного собрания, как-то спрашивала у представителей Смольного, по каким данным ведется подсчет народонаселения в городе: по числу рожденных детей в семьях петербуржцев или по общему количеству родов? Оказалось, последнее. Получается, заехала некая беременная молодуха к питерской тетушке в гости, родила, уехала домой. А ее ляльке выдали медаль «Рожденный в Петербурге», поставили галочку в протоколе, мол, еще один горожанин. У меня, честно говоря, давно нет доверия ко всем этим подсчетам.

«СП»: — То, что родителям новорожденного вручают у нас памятную медаль, по-моему, совсем неплохо. В США еще и гражданством малыша обеспечивают!

— Нам вот только этого сейчас не хватает! Я, конечно, за толерантность, но при условии, что все приезжающие к нам на длительный срок должны иметь определенный уровень образования, культуры. У Петербурга в России, да и в Европе особый статус. Боюсь, правда, что город мало уже ему соответствует. Во многом из-за того, что переселившиеся сюда из других регионов люди вместо того, чтобы впитывать его культуру и традиции, привнесли обратное – бескультурье, невежество. Так что я за рождение юбилейного малыша в семье коренных петербуржцев.

К знаковому событию готовиться в Петербурге начали еще месяца три назад. Из комитета по социальной политике городской администрации регулярно поступала информация о разрабатываемой программе чествования долгожданного младенца и его родителей. Судя по ней, город не поскупился. Хотя какие именно подарки получит главный герой, точнее, его родители, остается пока тайной. По неофициальным данным, исходящим из «питерского Кремля», это может быть новая просторная квартира, автомобиль и даже земельный участок под индивидуальное строительство. Плюс, само собой, – богатое детское приданное. Получат подарки также еще десятка полтора младенцев, родившихся в «правильный» день.

Руководство города, комментируя грядущее «пополнение», утверждает, что «данное событие означает стабильность и развитие города» (О. Казанская), «является показателем роста жизненного уровня семей, повышения качества медицинских услуг и образования» (А. Ржаненков). С ними согласны далеко не все. В частности, эксперты из Петербургского социологического института РАН убеждены, что подобные утверждения – очередной блеф чиновников, любящих выдавать желаемое за действительное.

Недавний собеседник «СП» по проблемам мигрантов, старший научный сотрудник данного Института и научный руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко, убеждена: значительный прирост населения Петербурга связан, в первую очередь, с большим притоком к нам мигрантов.

— В особенности мигрантов нелегальных, которые всеми правдами и неправдами пытаются остаться на берегах Невы, зацепиться, так сказать, за «теплое место», – говорит Татьяна Захаровна. – При этом им совершенно неважно, будет ли это рабочее место на производстве или в чьем-то доме на правах члена семьи. И ведут они себя совершенно не считаясь с нашими традициями. В данном смысле рождение «юбилейного» малыша в семье мигранта или даже в смешанной (он мигрант, она – петербурженка) не гарантирует ребенку стабильного социального положения.

Схожая точка зрения у ее коллеги по Социологическому институту, руководителя сектора социально-культурных изменений Олега Божкова:

— Увы, сейчас в городе отмечается тенденция к убыванию коренного населения. А прирост, о котором любят говорить наши чиновники, обеспечивается именно мигрантами. В таких случаях социологи говорят о чисто механическом приросте.

«СП»: — В этом есть, наверное, свои плюсы?

— Не уверен! И вот почему. Приезжают к нам в последние годы люди преимущественно малообразованные, малоквалифицированные, да еще и плохо владеющие русским языком. Что заметно снижает общий уровень образованности населения Петербурга, создавая к тому же массу проблем. И главная среди них — этническое напряжение. Если раньше, году, скажем, в 2005-м, к приезжим из республик Средней Азии, Кавказа, Молдовы петербуржцы относились вполне доброжелательно, то теперь отношения эти впору назвать нетерпимыми. Свидетельством тому – постоянные стычки «местных» и «приезжих», уже нередко криминальные, с жертвами. Дальше. Официально у нас вроде бы нет безработицы. Но найти питерцу, скажем, студенту, работу, где не требуется особой квалификации, невозможно. Все «схвачено» приезжими! Что тоже «работает» явно не в пользу толерантности.

«СП»: — А в Смольном говорят: нам неважно, в какой семье родится пятимиллионный гражданин, пусть даже и мигрантской, все равно праздник!

— Потому что у нас любят гигантоманию. Думают, чем больше население, сам город, тем лучше. Жизнь показывает, что это ошибочное мнение. Рост больших городов пора начинать сдерживать. Специально работать над тем, чтобы они не выходили за существующие (хотя бы!) границы. Особенно это касается таких городов, как Москва и Петербург. Скоро вся Россия в них переберется. В других же регионах – запустение. Сколько по матушке России нынче заброшенных деревень, погибающих городов, некогда составлявших основу страны. Там уже негде работать. Скоро некому будет и жить. Далеко за примером ходить не надо – побывайте в городах Ленинградской области. В основном одни старики да дети. Взрослое население на заработках в Питере. Беда!

«СП»: — Возвращаясь к теме ожидаемого пятимиллионного петербуржца. Городская администрация готовит семье, в которой он родится, знатные подарки, всевозможные почести…

— Лично я отношусь к этому достаточно негативно. Ну, не работает на толерантность данное событие. Родится данный малыш в чисто питерской семье – обидятся мигранты, которые рожают у нас нынче больше и чаще местных. Признают «юбилейным» их ребенка – «не поймут» питерские. И то, и другое плохо.

Нынешние торжества по случаю 5-млн гражданина – уже вторые в истории Северной российской столицы. Первый раз такового встречали-величали в феврале 1988 года. Им стал Павел Русаков из семьи питерских инженеров. Правда, город назывался тогда Ленинград.

За первые 8 месяцев текущего года в Петербурге родилось 41 115 детей. Это на 4 168 больше, чем за аналогичный период 2011-го. Показатель младенческой смертности: в 2012-м — 4,35 на 1000 новорожденных; в 2011-м — 4,2. В обоих случаях почти в 2 раза меньше, чем в целом по России.

Самый заметный в новейшей истории демографический спад был отмечен в Петербурге в 1990-х годах. Своего максимума (или в данном случае минимума?) он достиг в 1999 году: тогда за год родились всего 30 000 младенцев.