Разговор с диванным патриотом

Дорогой «патриот»! Уж прости, что закавычил твое гордое звание. Просто тебя в последнее время стало слишком много — и в Сети, и в печати, и на телевидении. Слишком часто ты там появляешься, слишком громко звучит твой голос и слишком рьяно ты заявляешь о любви к Отечеству. Слишком — чтобы воспринимать все это всерьез и без иронии.

А знаешь ли ты, что для признания в любви вполне достаточно одной фразы? Всего одной фразы, сказанной единственный раз! И только капризный ребенок, клянча новую игрушку, часто и назойливо напоминает родителям о своей «любви». То же самое (и со сходными мотивами) делает «гламурная» содержанка — в общении со старым лысым толстосумом.

А каких даров ждешь ты за свои старания?

Ах, прости, я задел тебя за живое. Ладно, не буду подозревать корыстных мотивов — по крайней мере, в таком, примитивном смысле. Допустим даже, что твоя любовь к Родине — искренняя и чистая. Тогда объясни — на что именно направлено это чувство? Что лично для тебя дорого в стране, в которой ты родился и живешь? За что конкретно тебе и умереть не жалко?

Понял, понял. Вопрос задан некорректно. Ведь для тебя нет слов «я» и «мой» — есть слова «мы» и «наш». «Наша страна», «наша армия», «наша сборная», «наше руководство»… «Мы едины, святы и непобедимы». Рад за вас… только почему ты так стесняешься говорить о себе? Не потому ли, что личных заслуг перед горячо любимым Отечеством у тебя нет?

Возражаешь? Так аргументируй. В чем твои заслуги? И в чем на деле (а не на словах) проявился твой патриотизм? Ты служил в армии, в боевой части, в «горячей точке»? Вынужден тебя огорчить, аргумент не принимается. Почему? Да потому что в стране, где существует всеобщая воинская повинность, твои «подвиги» — не есть результат твоего сознательного выбора.

Ты надел форму, ты полез под пули только потому, что тебя призвали и тебе приказали. Не спросив твоего шибко важного мнения. Ты просто выполнял приказ. И выполнил бы, наверное, и другой приказ — если б «заварушка» случилась в твоем родном городе, а в роли противников выступали бывшие соседи и друзья.

А может… ты на самом деле нигде и не служил? Кто тебя знает? Просто ты обожаешь все военное; тебя возбуждают «русоволосые молодцы» в боевой экипировке, а вид пусковой установки или монструозно-футуристического танка вызывает сущий экстаз. Интересно, как бы истолковал эти эмоции старина Фрейд? Прости, шучу…

А если серьезно: не соблаговолишь ли ты представить себе те бедствия, что способны устроить предметы твоего вожделения? Можешь, конечно, сказать, что бедствия сии произойдут далеко за океаном… или по ту сторону Амура. Но подумай: неужели столь «великие свершения» тебя не затронут? И после них ты и дальше сможешь жить как прежде — сидя за компьютером и ругаясь со всеми, кто не согласен с тобой? Напрасно.

В чем твои заслуги перед страной? Браво, вот ты и сказал самое главное! «Разоблачение врагов Отечества». Что ж, если не возражаешь, давай пройдемся по всем этим «врагам».

А начнем, разумеется, с «мирового гегемона», с отнюдь не доброй Империи Добра и страны, поголовно населенной тупицами. Оно может все и так… очень может быть. Только зачем ограничиваться лишь гневными воплями и напрасными угрозами? Есть враг — врага надо бить, да побыстрее. И начать тебе, «патриот», я предлагаю самого себя.

Откажись перво-наперво от главного «данайского дара» Штатов — от доступа в Интернет. Выкини на помойку компьютер, смартфон и прочие электроприборы. Незачем кормить обитель «ястребов» и рассадник фаст-фуда! Да, жить тебе в результате будет труднее — так ведь нашему человеку не привыкать к трудностям! Русский народ испокон веку славился умельцами и изобретателями-самоучками. Присоединяйся и ты к этой славе.

Да, и не забудь избавиться от любимых джинсов — этого изобретения фермеров Дикого Запада. Избавься — и ходи без них, даже зимой. В конце концов, нам ли, русским, холода боятся? Мы ж от него только бодрее становимся. Это всякие «фрицы поганые», да изнеженные «лягушатники» околевают в легкий тридцатиградусный морозец.

Кто еще есть в твоем «черном списке»? Ну, конечно, как же без них! Объясни только, где ты последний раз видел хотя бы одного живого еврея? Где — кроме своего параноидального воображения? Можешь радоваться — такие как ты выжили их из страны.

Победа? Может быть — если не учитывать, что в итоге в Израиле расцвела наука, а медицина превратилась аж в эталон мирового масштаба. На нашу же с тобой долю остались пьющие врачи, да НИИ, старательно распиливающие казенные деньги.

Ладно, к медицине ты, наверное, равнодушен. Наших же предков не доктора лечили — природа. Да и от науки ты, я полагаю, далек. Прекрасно ты обходишься и без теории относительности, созданной Эйнштейном, и без генетики, основанной Менделем, и даже без «матана», у истоков которого стоял сэр Исаак Ньютон. А уж как замечательно ты живешь, не зная стихов Пастернака и Мандельштама…

Но вот как насчет Того, кто изображен на святых иконах? Не коробит ли тебя Его национальная принадлежность? Странно, согласись: будучи антисемитом, ты поклоняешься и возносишь молитвы… самому известному еврею в мировой истории!

Что? Я не прав? Не возносишь? Ах, прости еще раз, не признал сразу. Ты же поклонник славянского язычества, а Крещение Руси воспринимаешь как главную историческую ошибку. Но тогда скажи: зачем ты пользуешься кириллицей, пришедшей к нам вместе с православием? Почему предпочел ее древним рунам?

И, ежели Русь и до Крещения обладала богатой историей да великой культурой, почему она не породила своих Сократов и Цицеронов? Назови хотя бы один литературный памятник тех времен — по значимости сопоставимый с «Одиссеей»? Конечно, никто не запретит тебе приписывать русское происхождение и Гомеру, и Аристотелю, и упоминавшимся уже Цицерону и Сократу. Никто — но вряд ли сие «открытие» будет воспринято всерьез кем-то еще, кроме тебя и пары единомышленников.

Впрочем, дело твое. Тем более, что я припомнил не всех твоих «лютых ворогов». О выходцах с юга, к примеру, забыл. Осмелюсь предположить, что в отношении оных ты прав; может, без них было бы лучше. Только… готов ли ты сам занять их место: на стройке, за прилавком очередного Черкизона, за рулем «Жигулей» с шашечками, наконец.

Знаю, каким будет твой ответ. Не пробиться, все захвачено, все куплено. Но почему, скажи на милость, захвачено ими — а не такими как ты, великими, могучими и едиными? Получилось у них — у вас тем более должно получиться.

Но нет! Ты-де создан для высокой цели… Но для какой, скажи на милость? Может быть, ты что-то изобрел, сделал великое открытие, нарисовал гениальную картину? Или написал хоть одну книгу — именно книгу, а не четверостишие или пару предложений в ЖЖ? Уверен — пусть не на сто, но на девяносто девять процентов: ничего подобного ты не сделал. Клеймить врагов и предателей — вот в чем ты видишь свою «высокую цель».

И, кстати о «предателях». Этим «почетным титулом» ты все чаще награждаешь несогласных с тобой, а также всех тех, кто… ратует за свободу и за права человека. За твои права тоже — кстати говоря. Или человеком ты себя не считаешь? Ах, да! Тебе не нужны права, ни к чему свобода, ведь главное для тебя — Долг перед Родиной! Знаешь, ты не одинок в этом убеждении. Людей, не знающих свои права, но рьяно исполнявших долг, немало. Ох, немало — на инвалидных колясках, в подземных переходах.

А за что ты невзлюбил других славян — таких же как ты, но отделенных от тебя внезапно выросшими границами? Ах-ах, они же наш всенародный газ воруют! Не хочешь ли разобраться, кто именно и у кого что «ворует»? Ладно, не напрягайся, удовольствуйся готовым объяснением. Одна корпорация что-то купила у другой; купила, перепродала, но не оплатила; рядовые же представители «братских народов» в этой ситуации превращаются в «крайних». Как говорится, бояре дерутся — у холопов чубы трещат. Трещат — а ты их, вдобавок, за это ругаешь.

Не только за это? За что же еще? А, так они же в НАТО стремятся вступить, да к Евросоюзу присоединиться. Вдобавок всяких Бандер с Мазепами реабилитируют, памятники им ставят. Ладно, черт с Мазепой, но объясни-ка пожалуйста, почему «они» хотят присоединиться именно к Западу — а не к «нам»? Ведь от хорошего, как правило, не отказываются.

Видимо, не люб братским народам «особый исторический путь», коим идет Россия. И немудрено: ведь свой особый путь был и у цивилизаций доколумбовой Америки, и у Индии с Китаем, и у Османской Империи. Ничем хорошим для всех них это не обернулось. А уж каким уникальным путем идут народы Крайнего Севера или папуасы с дальнего острова! Вот уж где и самостийность, и отсутствие внешнего «тлетворного» влияния.

Поверь: я тоже люблю Отечество. Но не трещу об этом на каждом углу. Просто я уверен, что спасение страны — не в «особости» или гордыне, а в более быстром развитии. В приобщении к плодам технического прогресса, во внедрении Нового — независимо от его происхождения. Главное же при этом — не утратить творческий потенциал и не превратить народ в пассивного потребителя. Увы и ах — это куда сложнее, чем клеймить и отмахиваться.

Я вижу, ты меня уже обвиняешь. Называешь «подкупленным» и «оболваненным официальными СМИ». Напомню тебе, что о СМИ я уже писал — в эссе «Выброси его». Но и тебе не стоит обольщаться: оттого, что ты наслушался Мистера Фримена, Беркема аль-Атоми или Юрия Петухова, ты не стал умнее. Ибо ложь, перевернутая с ног на голову, автоматически не становится правдой. И просто отрицать чужую точку зрения куда легче, чем думать по-настоящему.

Что? Ты советуешь мне убраться «в свою Америку» или «в свой Израиль»? А может просто пойти по всем известному (но не называемому в приличном обществе) адресу? Применив тем самым свой излюбленный аргумент в спорах?

Ладно, оставлю тебя в покое. Коли общение со мной столь неприятно тебе — смело переключайся на более приятное занятие. Позови в гости пару единомышленников и за рюмкой чая поговори с ними о том, как кто-то спаивает великий русский народ.