Русские бегут в деревню от коррупции

Рязань — Назад к природе. Разочарованные в политике и раздраженные суетой метрополий, многие россияне уезжают из больших городов. Особенно много последователей у движения «Анастасия», которое его критики называют сектой.

Поля, расположенные к югу от крупного города Рязань, покрыты толстым слоем снега. Из светло-серых облаков на землю падают крупные хлопья снега. Однотонная белизна ослепляет и вызывает почти физическую боль. Только в одной низине возвышаются темные тени нескольких деревьев, на которых могут отдохнуть глаза.

Однако для Юрия Горохова это не просто один сплошной снег. Он видит перед собой настоящий рай, по крайней мере потенциальный. Здесь будет заложено новое поселение. И название у него уже есть — Теремки. Его, конечно, не найдешь пока ни на одной российской географической карте. Официально 240 гектаров, на которых должен возникнуть населенный пункт Теремки, считаются пока сельскохозяйственными землями, хотя они уже давно, с момента развала местного колхоза, никем не используются.

Вот уже восемь лет Горохов ведет борьбу с властями и пытается изменить статус этих земель для того, чтобы на одном из участков можно было, наконец, построить дом. «Чиновники потребовали от нас взятку в размере 70 миллионов рублей (1,75 миллионов евро), и все только за то, чтобы они немного пошевелили пальцами», — жалуется он. От этого архитектора родом из Сибири хороших слов о чиновниках не дождешься.

Коррупция — одна из причин, которая гонит его из города в деревню. Горохов хочет быть подальше от чиновников и, по возможности, не зависеть от тех, кто принимает решения от имени государства. Он хочет уехать из города с его устарелой канализацией и системой электроснабжения, которая уже работает на пределе своих возможностей. «Опасность техногенной катастрофы в городах из года в год возрастает, так как ничего не модернизируется и просто ржавеет», — убежденно говорит он.

Поэтому Горохов, являющийся директором проекта про созданию экологической деревни Теремки, продолжает движение вперед. Он и его сторонники прошли трудный путь через все бюрократические инстанции для того, чтобы без взяток получить необходимые права. «Скоро мы уладим все формальности, и тогда сможем начать строительство в нашей деревне», — с надеждой говорит Горохов.

Мифология как базис

Теремки — это не просто мечта одного русского человека о жизни на природе. Сам проект намного радикальнее — это место должно стать ячейкой новой России. Если говорить точнее, то одной из ячеек, поскольку всего в стране существует уже более 300 подобного рода поселений. Одно из них расположено как раз напротив Теремков, с другой стороны поля. Называется оно Гармония и там уже живут люди.

План подобного рода поселений разработал сибирский предприниматель Владимир Мегре (на самом деле Пузаков), который является также автором серии эзотерически-спиритуалистических книг под названием «Анастасия». Мегре якобы сам разделяет принципы героини своего романа Анастасии — женщины со сверхъестественными и оккультными способностями, которая якобы живет где-то в тайге. Основой поселения является так называемое родовое поместье — земельный участок не менее одного гектара, что достаточно для самообеспечения. Поэтому Мегре требует безвозмездной передачи земли своим сторонникам. Независимые фермеры превратили Соединенные Штаты в сверхдержаву, и то же самое его движение собирается сделать теперь в России.

Однако не следует забывать, что с тех пор прошло уже 150 лет, и вообще его модель явно отличается от крупных американских сельскохозяйственных предприятий. На Мегре частично оказало влияние экологическое движение. Поэтому по краю родового поместья высажены кусты боярышника и малины. За ними высятся сосны и кедры. Живая изгородь защищает от ветра. На участке обязательно должен быть также пруд. «Для оказания позитивного влияния на микроклимат усадьбы», — так объясняет Горохов.

Звучит все идиллически, однако пока еще эти деревенские био-поместья а ля рюс не доказали, что они могут быть достаточно эффективными для того, чтобы прокормить семью. Пока еще некоторые участники вынуждены выходить из проекта и возвращаться в город для того, чтобы там работать.

Кроме того, Мегре смешивает экологическую теорию с элементами из других культов, фантастических теорий и религий. Он мечтательно рассуждает об «очищающей силе» земли, способной исправлять преступников, о сверхъестественных способностях, которые человек может открыть в себе, если будет жить в единении с природой. В одном месте Мегре даже утверждает, что его теория способна сохранить мир не только на земле, но и в планетарном масштабе.

Однако православный исследователь сект Александр Дворкин считает «Анастасию» одним из самых опасных современных культов в России. Сторонники Мегре смотрят на свое движение иначе. «Никакие мы не сектанты», — говорит Горохов, которому в условиях идеологического вакуума 1990-х годов просто понравились книги Мегре.

И вообще это вопрос толкования: Горохов исключает фантастические идеи из теории Анастасии и концентрируется на том, что для него важно — на строительстве своей собственной деревенской усадьбы. Он не собирается отказываться от таких удобств цивилизации как, например, интернет. Не бросает он и свою работу архитектора в Рязани. Тот факт, что он настаивает на самоуправлении поселения и пытается таким образом избавиться от коррумпированных чиновников, больше свидетельствует о прагматизме, чем о сектанстве.