Удав кусающй себя за хвост, как конец электорального цикла

Сейчас в интернете чаще встречается уныние «мало народу» и злорадство «оппы сдулись», чем соответствующее моему восприятие.

Начну с того, что впервые пошел на митинг сделав собственный плакат. По дороге туда ко мне подошел седой старик и спросил «На Новый Арбат?», я сказал что да, он благословил меня и перекрестил. Вот этого я, честного говоря, никак не ожидал. Думал услышать традиционное «не раскачивайте лодку» это раз, а второе то, что он откуда-то узнал про митинг, хотя сам он вышел задолго до Арбатской т.е. ехал не туда. Теперь о самой атмосфере. Если на Пушкинской было темно и тоскливо, на лицах читалась досада, то сегодня у большинства было прекрасное настроение. Да, народу было меньше чем обычно, видимо тысяч 15-20, протест выдохся и это можно понять. В декабре-феврале еще можно было изменить расклад сил на президентских выборах и мы его действительно изменили.

Главное, что нам удалось, это отстоять честные выборы в Москве. Да, эти митинги эффективно использовала пропаганда для раздувания страхов перед мифической оранжевой угрозой. Но, если бы этого всего не было, люди не вышли бы на митинг, то Путин все равно бы победил в первом туре. Допустим, у него было бы не 55% реальных голосов, а только 45%. Еще 10% дорисовали бы. Но мы не получили бы ценнейшего опыта самоорганизации и успешного давления на власть.Смерть московского верблюда доказала, что власть боится митингов и наблюдателей. И это будет иметь решающее значение через 5-6 лет, на следующем цикле.

Кроме того, я уверен, что политическая реформа, которая была немыслима еще пол года назад, состоится. В политике появятся новые лица и начнется реальная политическая конкуренция. Это безусловно заслуга митингов и возрождающегося гражданского общества.

Также, происходящее ярко выявило ущербность нынешних оппозиционных вождей и их ошибки, которые учтут будущие лидеры. Согласен с мнением, что на Болотной речи были не нужны и их никто не слушал. Люди были изумлены и обрадованы что нас, неравнодушных, так много. Но на Сахарова хотелось услышать конкретную программу действий, пусть даже в контурном виде, а получили несерьезное «да или нет?». Так или иначе, все это выявило полную политическую несостоятельность компании несистемщиков родом из 90-х, на которых стойкая аллергия у большинства населения, включая меня. Но при этом есть запрос на обновление, который очевидно услышан и непременно найдутся люди, которые попытаются его удовлетворить.

Можно с уверенностью сказать, что это был самый сложный электоральный цикл для нынешней власти, даже выборы в 2000 году были в определенном смысле проще, хотя процент Путин набрал меньше. Но мало того, следующий цикл будет гораздо сложнее, если только мы не скатимся в диктатуру (хотя я думаю что тут нас все-таки пронесет). Наработан большой опыт практического наблюдения и главное, понимания того, что нельзя полагаться на системную оппозицию в этом вопросе.

Для меня это было абсолютным откровением, что оппозиция так халатно относится к вопросу чистоты выборов. Сначала был печальный декабрьский опыт, когда я осознал, что я и моя напарница по проекту Гражданин Наблюдатель — единственные на участке люди, имеющие желание обеспечить честный подсчет голосов. Наблюдатель от СР вообще не подавал голос и тихо сидел на скамеечке всю дорогу. Когда выносили урны он безучастно наблюдал за происходящим, не проявляя ни малейшего интереса к тому, куда их уносят (неопечатанными!) и что там с ними собираются делать. Наблюдатель от КПРФ убеждал меня, что «у них уже все решено, кому сколько» и тоже присутствовал там только формально.

На выборах 4 марта я наблюдал не на своем участке, но близко к нему и поэтому на часик покинул участок 2515, где наблюдал и пришел на свой голосовать лично. Там находился всего 1 наблюдатель, который все 5 минут, которые я там был, читал информационный стенд. Понятно, что при желании там можно было нарисовать все, что угодно, этому мальчику, лет 18-20, было глубоко плевать на происходящее. Кстати и на том участке, где наблюдал я, наблюдатели от КПРФ свалили в 20 часов, не дожидаясь подсчета голосов. Остались только мы, росвыборщики и ГН. Под финал, часов в 12, явилась наблюдательница от ЕР за протоколом.

Следующие 5 лет информация о происходившем будет распространяться и формировать базу для полноценного гражданского контроля. Динамика распространения интернета, надеюсь, не снизится и судя по тенденции к следующим выборам аудитория составит около 80 млн (сейчас чуть больше 50). Очевидно, что и расклад сил к тому времени будет совсем иным и тема со «стабильной стабильностью» больше не проканает. Особенно учитывая объем взятых властью на себя обязательств и то, что еще 5 лет рекордно высоких цен на нефть — скорее фантастика, чем реальность.

В общем, на данный момент свою гражданскую миссию считаю выполненной, тему выборов и фальсификаций для себя закрываю. Так что если кто френдил меня из-за этих тем, можно отфренживать, в дальнейшем я планирую писать в основном о рынках и экономике.