«Народ един со своей армией»

Мы достойны называться народом постольку, поскольку едины со своей армией

Написать на затронутую ниже тему мне хотелось давно, но лишь сегодня рука, что называется, не сдержалась… Все, кому дороги Россия и ее народы, но особенно те, кто всю жизнь посвятил делу обеспечения обороны и суверенитета Отечества, не могут не испытывать тревоги по поводу по сути антиконституционной, антигосударственной тенденции, ныне внедряемой в жизнь российского общества и в общественное сознание наших граждан.

Речь об усиливающихся попытках оболгать Вооруженные Силы РФ, извратить суть и предназначение их существования, о стремлении неких лиц вкупе со своими единомышленниками укоренить в российском обществе и прежде всего в молодых поколениях негативное отношение к армии и флоту России. И не просто укоренить, а внедрить в умы и души будущих защитников Отечества активное неприятие самой идеи ратной службы.
Массмедийная дискредитация

В средствах массовой информации, на различных каналах телевидения РФ российские военные периодически изображаются как туповатое, духовно ущербное сословие, интересы которого если и поднимаются выше, простите за прямоту, детородных органов, то во всяком случае не выше желудка.

По сути единственный телеканал систематически, хотя и не всегда последовательно противостоящий антиармейской и антиоборонной подрывной работе, — «Звезда». Однако он, во-первых, не относится к числу наиболее популярных у молодежи СМИ, а во-вторых, положение этого канала нельзя считать надежно обеспеченным при всем его важнейшем общефедеральном значении.

В целом у среднего молодого человека сегодня не воспитывается чувство личной ответственности за безопасность Родины. При этом и срок срочной службы в Вооруженных Силах сокращен настолько, что можно все более уверенно говорить не о выполнении, а о профанации выполнения важнейшего конституционного долга гражданина РФ.

Между тем в такой, например, стране, как Швейцария, с ее многовековыми традициями постоянного нейтралитета народ не просто един с армией, а фактически и составляет армию. И это, а не только знаменитые швейцарские банки — одна из тех причин, почему многие поколения швейцарцев не знают, что такое война.

В России же, только за последние сто лет не раз испепеленной войной, намеренно (если иметь в виду доминирующую тенденцию) создается атмосфера отвержения идеи воинского служения Отчизне, осуществляется массмедийная дискредитация ее Вооруженных Сил.

В результате происходит своего рода системная «накачка» по типу лазерной «накачки»: молодые люди, идя на реальную срочную службу, воспринимают негативные телевизионные стандарты поведения, а затем телеканалы «художественно воспроизводят» негативные явления армейской жизни, в немалой мере информационной политикой телевидения и порождаемые.

А ведь давно было сказано, что у России есть лишь два надежных союзника — «ея армия и флот». Сегодня в мире, где все чаще вооруженной силой попираются права народов на собственное суверенное существование, в мире, который под пацифистскую риторику сохраняет мощные армии, эти слова Александра III становятся все более актуальными. Как и давняя мысль о том, что любая страна лишь тогда чего-нибудь да стоит, когда она умеет защищаться.
Вина — на обществе в целом

Но вот как раз способности к эффективной защите своей территории и своих интересов «доброжелатели» России и хотят нас лишить.

Особенно ярко в последнее время эти разрушительные устремления проявились, на мой взгляд, в интервью еженедельнику «Военно-промышленный курьер» известной «правозащитницы», главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой. Налицо так сказать наступательный манифест наиболее мрачных антиобщественных сил, органически враждебных идее могучей, независимой России.

Людмила Алексеева утверждает, что призыв молодых граждан якобы дискриминирует их, и заявляет: «Согласно Конституции России это почетная обязанность (определение «почетная» в Конституции в настоящее время, к сожалению, отсутствует. — С. Б.) наших граждан. Но я склонна считать всеобщую воинскую обязанность скорее некой коллективной карой нашего мужского населения».

Вряд ли в какой-либо уважающей себя стране мира возможна схожая публичная оценка выполнения своего гражданского долга мужчинами. И то, что такая оценка, появившись на страницах российского военно-политического издания, не встретила жесткой публичной реакции со стороны руководства Минобороны РФ, показывает, как низко мы пали, ибо неспособны отметать подобные заявления сразу же, с порога, испытывая по отношению к носителям их лишь благородное негодование. Я не могу упрекать за публикацию этого интервью «ВПК», потому что игнорировать общественные гнойники — не самая умная политика. Но после того как на гнойник публично указано, его надлежит вскрыть.

Устами Людмилы Алексеевой ненавистники сильной России пытаются внушить нам, что принадлежность к Вооруженным Силам якобы «подразумевает отказ от части гражданских прав».

Что может быть более нравственно извращенным, чем такая постановка вопроса? Лишь полностью лишенный гражданского чувства, лишенный естественного чувства любви к Родине-матери человек способен рассматривать высокое право стать причастным к обороне Отчизны как ущемление своих или чьих-то прав.

В то же время «защитница» подобным образом понимаемых прав личности Алексеева берется рассуждать — вкривь и вкось — о тех или иных армейских проблемах. Но вряд ли «опыт», приобретенный Людмилой Алексеевой в ходе посещения Военной академии США и совместного обеда с «раскованными» кадетами Вест-Пойнта, а также сомнительные «воспоминания» внука российско-американской гражданки дают ей право высказывать мнение относительно жизни и организации Российской армии.

Да, в наших войсках есть немало больных проблем, в том числе с призывом, со сроками и организацией службы. Однако армия не нуждается в заемных рекомендациях «доброжелателей» вроде Людмилы Алексеевой. Другое дело, что надо задаться вопросом: как в стране, где непреложной истиной считались слова о единстве народа и армии, стали возможными подобные заявления? И отвечая на этот вопрос, надо понимать: не Алексеева прежде всего виновна в том, что в современной России теперь возможны такие речи… Основная вина — на обществе в целом.

Это, конечно, не снимает нравственной вины, вины гражданской лично с Алексеевой. Женщина, именующая себя русской, с явным барством, а не с чувством боли за судьбу российского воина, утверждает, что нынешняя армия России — «отстойник рабства», где «ты или раб, или начальник над рабами». Причем Людмила Алексеева доказывает, что «и то, и другое не вписывается в представления о современном гражданском обществе». Это, мол, «глубокая архаика».

А бесчинствующие на протяжении десятилетий под руководством выпускников Вест-Пойнта по всему миру (от Латинской Америки до Сербии и Вьетнама) войска США — это не архаика?

А превращенный стараниями стран НАТО в кусок мяса человек, останки которого западные лидеры с людоедским упоением рассматривают на телеэкранах, — это не архаика, отбрасывающая мировое общество в эпоху Средневековья?

По сути для того чтобы все это — силовой диктат, вторжения иностранных войск, бомбежки мирных граждан, кровь, гарь, вакханалия средневековых зверств — стало возможным и в России, Алексеева провокационно восклицает: «Надо отказаться от призыва. Нужно дать возможность нашим мужчинам нормально жить, а не выхватывать у них кусок жизни, причем даже не в пользу государства, а в угоду какой-то бессмысленности».

Необходимо ли пространно комментировать эти «мысли»?
Нет морального и нравственного права

Людмила Алексеева с наигранной наивностью сообщает: «Никто нашу страну захватывать не собирается». И далее вопрошает: «Так зачем же сохранять огромную армию? Зачем тратить поистине безумные деньги?».

Во-первых, Российская армия и так уже сокращена до вряд ли разумных пределов.

Во-вторых, предлагаю многолетней жительнице заокеанской «цитадели мировой демократии» переадресовать свой вопрос Америке, раздувшей военный бюджет до поистине безумных размеров. Хотя именно на США никто и никогда нападать не собирался и не собирается, а их военное присутствие в мире приобретает все более глобальный и все более жандармский характер.

Уверения Вашингтона и его союзников по НАТО в том, что они сокращают свои вооруженные силы, системно лживы, поскольку эти якобы сокращения имеют своей целью не уменьшение военной мощи, а оптимизацию и модернизацию национальных военных структур Соединенных Штатов.

При этом сегодня в отличие от Вооруженных Сил России большинство армий мира, прежде всего США и государств — членов НАТО, а также многих других крупных стран не имеют ярко выраженных задач защиты национальной территории. Зато они осваивают — подчас вдали от собственных рубежей — жандармские функции. Попутно кино- и телеиндустрия тех же Соединенных Штатов создает предельно положительный образ американского военнослужащего как современного рыцаря без страха и упрека, несущего народам Земли принципы добра и права.

Однако из всех крупных армий планеты лишь Российская армия — преемница Советской армии — имеет право считать себя защитницей и хранительницей мира. Но я не склонен убеждать «деятелей» типа Людмилы Алексеевой в правоте данного заявления. Его правоту давно доказала мировая история и доказывает политическая реальность сегодняшнего дня.

Выступление Людмилы Алексеевой в «ВПК», безусловно, не единственная попытка системной диверсии, подрыва принципа защиты Родины с оружием в руках, однако и личность человека, давшего интервью газете, делает эту попытку особо значимой и показательной, по существу программной. Однако подобная деятельность является фактически антиконституционной, поскольку пункт 1-й статьи 59-й Основного закона РФ гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». А в пункте 3-й статьи 4-й говорится: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Не пора ли нам всем вспомнить об этих важнейших положениях Конституции России и сделать из них ряд практических выводов? В частности, нельзя далее терпеть злостное искажение армейской жизни на различных российских телеканалах.

Что же до Людмилы Алексеевой, то она много лет прожила в Соединенных Штатах и с некритическим, сервильным восторгом отзывается о защите прав личности как в заокеанском государстве, так и в еще одной почитаемой ею стране — Израиле. Хотелось бы посмотреть на реакцию по поводу алексеевских заявлений родственников тех мирных арабов, которые были убиты или избиты на порогах собственных домов американской или израильской солдатней, разнесены на куски бомбами и снарядами, изготовленными в США, поставленными из США, а нередко и использованными против мирных людей самими же США.

Вместе с тем не могу здесь не отметить: как раз Израиль недавно показал, что готов демонстративно вывести судьбу единственного пленного солдата на высший уровень национальной проблемы. Именно в Израиле фигура солдата окружена тем подчеркнутым уважением, которым пользовались в СССР Вооруженные Силы и их представители! Собственно, солдат в России всегда был обобщенным типом национального героя.

Людмила Алексеева высказывает и ряд заслуженных, увы, обвинений и упреков в адрес отечественного оборонного комплекса и армии, однако общий тон интервью таков, что лишает ее нравственного и морального права даже на обоснованную критику. Мы сами видим наши проблемы и решим их рано или поздно без лицемерящих заезжих «доброхотов».
Нужны поправки в конституцию

…Когда-то призыв в Вооруженные Силы был праздником. На парня, не хлебнувшего армейской или флотской каши, девушки и не смотрели. Отказ в ратной службе становился для многих юношей личной душевной драмой, чуть ли не трагедией.

Вспомним слова давней песни: «Будь такие все, как вы, ротозеи, что б осталось от Москвы, от Расеи?». Эти строки вновь, увы, актуальны, ибо есть у нас в стране «продвинутые» люди, которые напевают: «Ах, куда ты, паренек, ах, куда ты, не ходил бы ты, Ванек, во солдаты».

Советское кино дало нам два прекрасных типа молодого человека — русского Ивана Бровкина и украинца Максима Перепелицы. В армейской среде из неорганизованных юнцов они быстро превратились в настоящих мужчин, защитников Отечества.

Вот необходимый России и молодым поколениям ее народов нравственный ориентир! Вот к чему, а не к отказу от призыва, обязан призывать радеющий о судьбах Родины ее гражданин. Армию надо не сокращать и ликвидировать, а оздоровлять!

А к чему призывают «деятели» типа Людмилы Алексеевой?

Да, наша страна все еще находится в кризисном состоянии, и это требует от нас внутренней мобилизации и развития чувства личной ответственности за происходящее в Отечестве и за его судьбу. Но подобное состояние души, подобный настрой личности гражданина России неизбежно обуславливают его понимание всей важности укрепления обороноспособности Родины, важности сохранения и развития морального духа и уважения к армии и флоту — плоть от плоти народов России.

В такой час развратители морального духа общества не только не имеют права на общественное внимание, более того — они не имеют права вообще осквернять воздух той страны, на главную защитницу которой они клевещут, роль и значение которой отрицают.

Вот почему, на мой взгляд, стоило бы лишить Людмилу Алексееву российского гражданства как подстрекательницу к самому тяжелому нравственному преступлению — к духовному предательству Родины, к безразличию к судьбе Отечества, к задачам обеспечения его свободы и независимости.

В то же время важно подчеркнуть ответственность и важность проблемы по существу и, например, дополнить пункт 1-й статьи 59-й Конституции РФ и изложить его в следующей редакции: «Защита Отечества является высоким долгом и почетной обязанностью гражданина Российской Федерации».

Было бы неплохо также внести дополнения и в пункт 3-й статьи 4-й Основного закона: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, включая военные».

Безусловно, от принятия конституционной нормы до ее воплощения в жизнь дистанция немалая. Но лишь утверждая в нашем сознании величие долга и обязанности защищать Родину, почетность права находиться в рядах ее Вооруженных Сил, мы можем иметь армию, достойную тысячелетней России.