Цена зимней сессии — 160 млн долларов

Студентам приходится всё больше платить за экзамены, но преподавателей-взяточников они не сдают

Завершившаяся недавно зимняя сессия в очередной раз доказала: взяточничество в российских вузах как цвело, так и цветёт буйным цветом. На это обратили внимание даже в ЮНЕСКО. Как сообщили нашему корреспонденту в российском представительстве этой организации, за время последней сдачи экзаменов и зачетов студенты отдали преподавателям более 160 миллионов долларов. Сумма огромная, но удивления не вызывает. Генеральная прокуратура РФ и до этого не раз заявляла: педагогическая отрасль – самая коррумпированная в стране. При этом изобличить преподавателей-взяточников крайне сложно. Студенты категорически отказываются сотрудничать со следствием из опасения быть отчисленными. Хотя нечестных педагогов иногда за руки все же хватают.

В апреле 2010 года в МГУ имени Ломоносова попалась при получении взятки в размере 35000 евро старший преподаватель факультета государственного управления Полина Сурина – дочь декана того же факультета Алексея Сурина.

Взяточница уволилась из МГУ и получила три года условно. Лишился должности и её отец, который, правда, в настоящее время числится на должности заведующего кафедрой теории и технологий управления факультета, которым ранее заведовал.

По фактам взяточничества в учебных заведениях страны в минувшем году возбудили 610 уголовных дел. Но лишь единицы из них дошли до суда.

— Наиболее распространено взяточничество в учебных заведениях, имеющих узкую специализацию. Например, в медицинских вузах. Они существуют в ограниченном количестве, в них очень высокий конкурс, попадают туда, в основном, имеющие связи в нужных местах, — рассказывает председатель Российского студенческого союза Артём Хромов

«СП»: — Какого размера взятки требуют вузовские преподаватели?

— Студенты платят за сдачу зачётов от 500 до 2000 рублей, за успех на экзаменах – от 1500 до 30000 рублей. Порой взятки даются за комплекс «услуг»: сессия стоит примерно 20000 — 30000 рублей. Цены зависят от регионов, в которых находятся вузы. Где-нибудь за сессию могут попросить всего 10000.

«СП»: — За какие зачёты требуют наибольшие суммы?

— За профилирующие, носящие наиболее важный характер.

«СП»: — Взятки процветают только в государственных вузах?

— Конечно, нет. И в частных вузах студенты платят за те же «услуги». Бывает, педагоги не особенно строго спрашивают «за знания» или закрывают глаза на длительное отсутствие студентов. Последние это оплачивают. Многим обучающимся проще давать деньги преподавателям, чем посещать вузы.

«СП»: — Существует ли взяточничество в творческих учебных заведениях — ГИТИСе, Литературном институте, консерватории?

— Оттуда такой информации не поступало. Могут давать при поступлении, но потом…Эти вузы можно назвать образцами культуры отношений между педагогами и учащимися. Студенты очень доверяют преподавателям, любят их. А педагоги опекают своих подопечных в бытовом плане в период их обучения. В этих вузах порой случаются конфликты, но взяточничества там, как явления, не наблюдается.

«СП»: — Имелись ли случаи отчисления студентов, которые кому-либо жаловались на вымогательство (например, в полицию)?

— Мне известно о нескольких фактах. По сей день продолжается преследование студента РГТУ имени Циолковского, обратившегося в ОБЭП по поводу вымогательства денег преподавательницей. Её задержали с поличным, возбудили уголовное дело, а затем осудили к штрафу и запрету занимать преподавательскую должность в течение трёх лет.

Илью пытались отчислить из вуза. После нашего вмешательства, его отставили, но по сей день создают разные проблемы.

К осжалению, таких случаев единицы. Подавляющее большинство студентов безропотно отдают педагогам деньги. Опасаются преследований и отчислений. Жаловаться на вымогательство руководству факультета или вуза бессмысленно, это либо не имеет результата, либо оборачивается против жалобщика. Его начинают выдавливать из учебного заведения.

«СП»: — Выходит, студенты совершенно беспомощны перед педагогами-вымогателями?

— В некоторых вузах создан антикоррупционный механизм против вымогателей взяток. Такие учебные заведения заинтересованы в том, чтобы в них оставались профессиональные и чистые на руку педагоги и сильные студенты, получающие полноценное обучение. Жалобы, поступающие в администрацию вуза, органы студенческого самоуправления или профсоюз оперативно рассматриваются и по ним выносятся решения.

«СП»: — В каких вузах действует этот механизм?

— Я не хотел бы называть их из этических соображений.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков говорит, что наиболее взяткоёмкие — гуманитарные и медицинские высшие учебные заведения: «В технические вузы конкурс небольшой, поэтому там взяток берут меньше. Архиострой проблема стала оттого, что у сотрудников этих заведений скромные заработки: профессоры получают 23000 рублей, преподаватели 18000. Учителя в московских школах зарабатывают больше. Уверен, что данные ЮНЕСКО занижены минимум в два раза. Вузы пронизаны взяточничеством. Путин в своё время неоднократно обещал повысить заработки профессорам. Но далее общений дело не зашло.

Надо отметить, что при нищенских зарплатах профессоров и педагогов, ректоры, даже заштатных вузов, получают большие деньги.

Многие студенты вынуждены подрабатывать, дабы чуть лучше питаться. Часть заработанных грошей им приходится отдавать преподавателям, получающим символические зарплаты.

В развитых странах правительства платят достойную зарплату специалистам государственных высших учебных заведений. Частные вузы зарабатывают сами. Там не берут взятки».

«СП»: — Какое количество студентов даёт деньги? Какое количество преподавателей их берёт?

— Приблизительно 60 % студентов дают, примерно 80 % преподавателей берут. Это закономерное явление. Мы можем потребовать: «Пусть МВД и прокуратура бросят все силы на искоренение этого ужасного явления». Но их усилия не увенчаются успехом.

По инициативе президента Медведева и министра образования Фурсенко в законы были внесены поправки о создании при учебных заведениях малых предприятий, с помощью которых они станут зарабатывать на свою жизнь. Однако реальные доходы может принести исключительно сдача в аренду помещений. Благодаря этому вузы выживают и доплачивают своим сотрудникам. На малых предприятиях должны трудиться высококвалифицированные рабочие и инженеры, которым нужно платить. Учебные заведения в лучшем случае не получат дохода, в худшем – понесут убытки.

«СП»: — В некоторых высших учебных заведениях преподаватели организовывают подготовительные курсы. Имеется мнение, что это фактически оплата за поступление в вузы.

— Это так. Причём, данная система действует много лет.

Московские студенты признаются: деньги даём.

— Плату за экзамены собирает староста группы. Но некоторые мои одногруппники спрашивают у педагогов, сколько нужно дать, — рассказывает студентка третьего курса лечебного факультета одного из столичных медицинских вузов 21-летняя Ирина. – Зачёты стоят 150 евро, экзамены 250.

— За закрытие сессии нужно заплатить 300 евро. Сдача экзамена обычному преподу стоит 6000 тысяч рублей, завкафедрой – 8000, — свидетельствует студент четвёртого курса факультета «Социальная педагогика» одного из гуманитарных университетов Москвы 22-летний Никита.

«СП»: — Тарифы нескромные. Кто-нибудь жаловался на вытягивание денег педагогами?

— Пожалуешься – жизни не дадут. А парни ещё и армии боятся.