Имидж нордический, деньги арабские, целевая группа — неонацисты

В Норвегии судят Андерса Брейвика, убишего 77 человек. А в немецком городе Хемниц открылся магазин под названием «Бревик». Разница в одну букву. После бури возмущения общественности магазин переименовали в «Тёнсберг».

В Норвегии Андерсу Брейвику, убившему 77 человек, предъявлено обвинение в терроризме. Суду еще предстоит решить, может ли Брейвик считаться вменяемым. А в саксонском городе Хемниц тем временем открылся магазин одежды под названием «Бревик». Общественность тут же усмотрела в этом созвучии сознательную провокацию. Тем более что магазин торгует лейблом Thor Steinar, популярным среди неонацистов.

Волна возмущения захлестнула ведущие СМИ в Германии. «Можно ли называть магазин именем убийцы?» — гневно вопрошала газета Die Welt. В результате магазин тут же переименовали. А вся эта скандальная история оказалась еще абсурднее, чем многие полагали.

«Созвучие фатально, но не умышленно»

Стоило магазину открыться, как пресс-секретарь магистрата города Хемница Катя Улеман (Katja Uhlemann) поспешила заявить: «Магазин с таким названием совершенно недопустим. Мы уже связались с владельцем помещения и предпримем все необходимые шаги, чтобы немедленно закрыть магазин». С протестом тут же выступили местные политики и общественность.

В свою очередь фирма MediaTex, занимающаяся сбытом одежды под лейблом Thor Steinar, выступила с опровержением, в котором указано, что «созвучие слов «Брейвик» и «Бревик» фатально, но не умышленно, и ни в коем случае не было задумано как провокация». Одновременно фирма извещает о своем неприятии насилия и экстремизма любого вида и толка.

Далее MediaTex в своем заявлении для печати сообщает, что традиционно использует для своих магазинов названия норвежских городов. Так, магазин под тем же названием «Бревик» был открыт в Гамбурге еще в 2008 году. Тем не менее, протесты немецкой общественности дали результат: 7 марта на магазине в Хемнице появилась новая вывеска: «Тёнсберг».

Характер нордический, жадный до денег

Действительно, Бревик — городишко в Норвегии. Всего-то 2700 жителей. Тёнсберг — городок побольше, но тоже в Норвегии. Да и само имя, давшее название лейблу Thor Steinar, отсылает куда-то в Скандинавию, к викингам и варягам. Рогатый шлем, двуручный меч, пьянство до упаду, Валгалла (рай для доблестных воинов).

На самом деле все это — попросту имиджевый фейк, подделка, рассчитанная на тех, кто не понимает, о чем идет речь. Лейбл Thor Steinar основал в 2002 году немецкий предприниматель с вполне прозаичным именем Аксель Копельке (Axel Kopelke). Год спустя он с партнером зарегистрировал в пригороде Берлина фирму MediaTex, которая и занялась реализацией лейбла.

Дальше — больше. В ноябре 2008 года партнеры продали фирму MediaTex зарегистрированной в Дубае компании Al Zarooni Tureva. Итак, основана фирма в Германии, прибыль получает арабская компания, а при чем здесь викинги с Валгаллой? Правительство Норвегии еще в 2006 году обратилось к властям Германии с призывом запретить злонамеренное использование норвежского национального флага для рекламы лейбла. Норвежский посол тогда заявил, что демократическая Норвегия — против использования неонацистами символики его страны.

Неонацисты или дельцы, избравшие неонацистов целевой группой?

Ряд антифашистских групп уверяют, что среди 160 сотрудников MediaTex затесались неонацисты. Попытки привлечь фирму к суду пока ни к чему не привели. Однако ведомство по охране конституции федеральной земли Бранденбург прямо указывает, что лейбл стал своего рода опознавательным знаком для неонацистов и правых радикалов. Правда, после продажи фирмы арабской компании некоторые праворадикальные группировки призвали к бойкоту лейбла.

С магазинами тоже проблема. В Берлине филиал Thor Steinar пришлось закрыть после протестов населения, магазин «Бревик» в Гамбурге, на который ссылается в своем опровержении фирма MediaTex, просуществовал всего месяц.

А молодые социал-демократы в федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания придумали проект «Правый тупик». Они взяли и переставили буквы, и из Thor Steinar получился Storch Heinar — «Аист Хайнар». Птичка вышла потрепанная, в каске и с гитлеровскими усиками. У этого аиста — вечное несварение желудка от французских лягушек и жестокое похмелье от яичного ликера. Сатира пришлась по вкусу. «Правый тупик» теперь выпускает все новые майки с карикатурами на правых радикалов.