«Откуда есть пошла Русская Земля»

Прежде чем и для того чтобы понять, какой была институциональная социальная организация Киевской Руси, в силу каких закономерностей и какие специфические отличия она приобретала во Владимиро-Суздальской Руси, во что и в силу каких причин она трансформировалась в Московской Руси, стала институциональной социальной организацией России, затем СССР и РФ, необходимо понять, «откуда есть пошла Русская земля» и чем в действительности была Киевская Русь для восточных славян.

В статье «Взлет и падение государственного проекта Владимира Путина» В.Пастухов утверждает, что «русское государство существует в двух ипостасях – регулярного (внешнего) и чрезвычайного (внутреннего) государства. При этом слабость институтов внешнего государства всегда компенсировалась вездесущностью и силой неформального влияния внутреннего государства… «Внутреннее государство» в России могло принимать разные исторические формы, эволюционируя от опричнины до советской номенклатуры, но… она напрямую замыкалась на «национального лидера»…, представляя собой, прежде всего, инструмент его личной власти; она была спаяна определенной идеологией, которая больше напоминала религию…»

В статье «Куда идешь, русский народ?» мною отмечено, что структура государства в Руси Московской, России и СССР была много сложнее, нежели это утверждает В.Пастухов в своих статьях. В действительности Московская Русь, Российская империя и СССР как государства имели не два, но три иерархически взаимосвязанных уровня в структуре управления населением. Вместе с тем институциональная социальная организация Российской империи отличается от институциональной социальной организации Московской Руси, но различия между ними несущественны в сравнении с различиями между Российской империей и СССР.

Однако суть дела еще сложнее, ибо институциональная социальная организация Московской Руси была иной, нежели институциональная социальная организация Белой (Владимиро-Суздальской) Руси, однако и эта последняя существенно отличалась от институциональной социальной организации Киевской Руси. История институциональной социальной организации Руси, как и вообще вся история Руси и возникновение Руси как таковой, в особенности, – политически и теоретически это, пожалуй, самые сложные социологические и исторические проблемы, которые до сих пор никому не только не удалось снять, но и исторически и логически точно идентифицировать. Почему так – станет понятно из того, что изложено далее.

Прежде чем и для того чтобы понять, какой была институциональная социальная организация Киевской Руси, в силу каких закономерностей и какою складывалась институциональная социальная организация Владимиро-Суздальской Руси, во что и в силу каких причин она трансформировалась в Московской Руси и стала институциональной социальной организацией России, а затем изменилась в СССР и РФ, необходимо понять, «откуда есть пошла Русская земля».

Василий Осипович Ключевский считал, что «в начале нашей истории Новгородская земля по устройству своему была совершенно похожа на другие области Русской земли… так же и отношения Новгорода к князьям мало отличались от тех, в каких стояли другие старшие города областей» (В.О.Ключевский). Также известно, что именно из Новгорода Великого, именуемого отцом городов русских, в Киев пришли князья, объединившие торговые города с их областями от Волхова и Западной Двины по Днепру до Киева под единой политической властью, обеспечивающей нужды дальней торговли, во-первых, с Византией и, во-вторых, со Средним и Дальним Востоком, минуя Византию. Поскольку это так, постольку, дабы понять «откуда есть пошла» Киевская Русь, начинать движение к пониманию этого, по-видимому, надо с Новгорода Великого.

Дальняя торговля по пути «из варяг в греки»

«Благодаря… близости к большим торговым дорогам Руси, – пишет В.О.Ключевский, – Новгород рано втянулся в разносторонние торговые обороты… Торговля внутренняя и внешняя была жизненным нервом города… В Новгороде рано появились заморские купцы с запада. Около половины XII в. здесь основались купцы с острова Готланда из города Висби, который был тогда средоточием торговли по балтийским берегам. Готландцы построили в Новгороде на торговой стороне у торга двор с церковью скандинавского святого Олафа, с «варяжской божницей», как его называли новгородцы. Потом купцы из немецких городов, составлявших торговое общество на том же Готланде, построили в той же части Новгорода другой двор, на котором в 1184г. поставлена была «немецкая ропата» – церковь св.Петра. С усилением Ганзы в XIV в. немцы в Новгороде вытеснили готов и стали нанимать их новгородский двор, и тогда высшее руководство немецкой торговлей в Новгороде перешло от Висби к Любеку, главе Ганзейского союза. Новгородцы очень дорожили своей балтийской торговлей и давали большие льготы обеим иноземным конторам… По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новгородских посредников; он не мог ни затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов. Таким образом, новгородская внешняя торговля была ограждена от произвола со стороны князей».

Василий Осипович пишет о том, что собственно шведы (варяги, коих он именует готами) явились в Новгород лишь в средине 12-го века, а уже через 50 лет явились будущие ганзейские немцы, которые еще через 50-75 лет отобрали у шведов (готов) доминирование во внешней торговле Новгорода. Но с кем торговали, кто доминировал во внешней торговле не только Новгорода, но и всей южной Руси в 8-11-ом веках? Те самые «варяги», которые принадлежали к одной и той же народности, к которой принадлежали и купцы Новгорода, и купцы всех других торговых городов, возникших по Волхову, Западной Двине, Западному Бугу, Днепру, Припяти и другим притокам Днепра. Но «варяги» эти пришли с запада. Прийти они могли, во-первых, по коридору между северными отрогами Карпат и Пинскими болотами (Припятью), то есть они могли прийти с территории будущих Польши, Словакии и Чехии.

Либо, во-вторых, прийти они могли через Западный Буг, Неман, Западную Двину и Волхов. Из того же самого народа (племени) и оттуда, из какого и откуда пришли эти первые, по призыву их, скорее всего, пришли и вторые – их же сородичи – оборонять эти торговые города, обеспечивать торговлю и необходимый для этой торговли порядок вооруженной силой. То есть не только вооруженной силой охранять границы и обеспечивать торговые интересы, но и судить и рядить в этих интересах торговли, то есть создать высшую администрацию и править городами – княжить в торговых городах, стягиваемых дальней торговлей с Византией к Киеву и объединенных им в Киевскую Русь. Но чьими факториями сначала, а затем торговыми городами могли быть торговые города на пути «из варяг в греки»? Для ответа на этот вопрос, надо ответить сначала на вопрос: кто и с кем через них вел дальнюю торговлю и, следовательно, кто был их главными контрагентами в этой торговле?

Покупателем большой части товаров, идущих «из варяг в греки», была Византия. Но отнюдь не «греками» или иными народами Византии были все эти «варяги», создавшие торговые города на пути «из варяг в греки» и затем призвавшие своих родичей «варягов» для политического обеспечения интересов этой торговли. Иначе пришли бы не «варяги» с севера, но «греки» с юга от северного побережья Черного и Азовского морей, где у них уже тысячу лет, если не более существовали торговые колонии, бывшие антеннами «греческого» мира-экономики в стране скифов, во-первых. Да и позвали бы княжить они князей из Византии, а не из «варягов», во-вторых. Но и не из Скандинавии пришли эти первые и вторые «варяги». Скандинавии в 7-10 и даже в 11-ом веке в объемах, в каких (объемах) велась торговля с Византией внешними и внутренними «варягами» Киевской Руси, нечем было торговать с Византией, во-первых. Некем и негде, во-вторых, было Скандинавии в 7-10-ом веках создавать и обеспечивать товарами дальнюю торговлю цепи торговых городов по каждому из главных маршрутов дальней торговли по Западному Бугу, Неману, Западной Двине, Волхову, Днепру и их притокам, протяженностью много больше не одной тысячи километров каждый.

Самый древний путь «из варяг в греки» шел по двум основным маршрутам. Первый маршрут: Висла – Западный Буг – Припять – Днепр. Этот маршрут, имея один волок, идет одновременно из Балтики и с юга Польши через города Хельм и Плоцк по Висле на Брест по Западному Бугу и далее на Пинск и Туров, сразу выходя в район Киева, – этот маршрут функционирует и в настоящее время. Полоцко-туровская летопись гласит: «Рогволод пришел из-за моря и имяше волость свою в Полотьске, а Тур в Турове, от него же и Туровци прозвашася». Полоцк (сравните польский Плоцк на Висле) как торговый город существует с 862г., тогда Туров входил в область (волость) Полоцкую. В.О.Ключевский пишет, что Рогволодово княжество было одним из самых ранних, возникнув на земле кривичей одновременно с Рюриковым в Новгороде. С Полоцком связан также и второй маршрут: Балтика – Западная Двина – Днепр. Он идет по Западной Двине (Даугаве) в Полоцк и далее через волок под Смоленском в Днепр. Третий маршрут: Балтика – Волхов – Ловать – Западная Двина – Днепр (с двумя волоками). Однако в скандинавских сагах отсутствуют упоминания о плаваниях скандинавов по этому маршруту «из варяг в греки». И археология свидетельствует о том, что в древнейших шведских торговых городах Бирке и Висби (на Готланде) византийские монеты очень редки, а большую часть кладов и обычных находок составляют англосаксонские, а также арабские монеты.

Византийские источники до 1060г. не сообщают не только о скандинавских купцах, но и о скандинавах вообще. Впервые о воинах скандинавского происхождения – «варангах» – говорится в византийском императорском хрисовуле 1060г., а все иные упоминания встречаются лишь в более поздних документах. Это соответствует и свидетельствам летописцев Новгорода о времени появления шведов (именуемых Ключевским готами) в Новгороде не ранее второй половины 11-го века, но им понадобилось еще 50-70 лет для основания своей торговой колонии, свидетельством чего стало сооружение культового здания этой колонией примерно в первой половине 12-го века. К тому же третий маршрут «из варяг в греки» через Неву, Ладогу, Волхов, Ловать, Западную Двину и Днепр с двумя волоками в 5 раз протяженнее, чем второй: Балтика – Западная Двина – Днепр (с одним волоком), не говоря уже о первом – самом удобном и самом коротком – маршруте. Предполагать, а тем более утверждать, что именно третий маршрут стал тем путем, по которому основатели торговых городов пришли в Поднепровье, нет никаких оснований.

Великое переселение народов и славяне

Вместе с разгромом Западной Римской империи еще одним результатом Великого переселения народов, имевшего место в 4-5-ом веках н.э., стало то, что часть прежде обитавших на юге и в центре Европы славянских племен с юга Европы сдвинулась в центр и далее на восток Европы. Оно привело часть славянских племен за Дунай и затем зажало их в гористых районах на востоке Балкан (Болгария), сделав их соседями потомков славян, издревле обитавших на прилегающем северо-западе Малой Азии (Анатолия и т.п.). Оно же вытолкнуло часть южных славян, издревле обитавших на Балканах, берегах Эгейского и Адриатического морей, в Центральную Европу и далее на север и восток. Так часть южных славян стала западными славянами. Из южной и средней части континентальной Европы Великим переселением народов были выдавлены не только славяне, но и другие народы Западной и Восточной Римской империй – волны переселения ударяли преимущественно в юг Европы, а затем разбегались по всей Европе.

Первой волной Великого переселения не позже рубежа 5-6-го веков кривичей вынесло в верховья Западной Двины, Днепра и Волги, дреговичей – в бассейн Припяти, древлян – в украинское Полесье, полян – на среднее течение Днепра, северян – на территорию будущих Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей и т.д. Показательный пример – кривичи. В верховья Немана, Западной Двины, Днепра и Волги они пришли к началу 6-го века с Лабы и Одера через Польшу и юг Литвы, где оставили много топонимов (названий местности). Кривичи, как и все названные союзы племен восточных славян не были торговыми народами, их главными занятиями были сельское хозяйство (земледелие и домашнее скотоводство), речные и лесные промыслы, ремесло, но отнюдь не торговля, тем более не торговля дальняя. Не они создали торговые города и Киевскую Русь, не они стали материальной основой социальных верхов в этих торговых городах и во всей Киевской Руси. Именно эти славянские племена впоследствии составили сначала по преимуществу социальные низы Киевской Руси, а затем уже в рамках Киевской Руси образовали Русский народ на рубеже 1-2 тысячелетия н.э., но об этом в своем месте.

В это же самое время из хаоса в географической западной, центральной, северной и южной Европе рождался новый социальный космос, новый мир-экономика – Западная Европа. Рождающаяся Западная Европа не только враждовала с южными и западными славянами, а также и славянами восточными, но и в процессе своего становления уничтожала, пожирала насильственной ассимиляцией западных и южных славян поначалу, пока не дошла очередь до восточных славян и всего остального мира. В течение двух-трех веков после ухода из Центральной Европы в 5-ом веке будущих восточных славян, в том числе и вследствие нарастающего давления принесенных Великим переселением гуннских, готских, лангобардских и германских племен, в Центральной Европе снова возник и с тех пор все более нарастал относительный избыток славянского населения. Прежде всего, это были те южные славяне, которые были выдавлены из Южной Европы на север. Это были также и те западные славяне, которые веками ранее, во времена Римской империи, были занято дальней торговлей с Римом и ее провинциями через южных славян, а также промыслами и земледелием, которые обеспечивали нужды этой дальней торговли и ее обеспечивающего населения.

И из этого относительного перенаселения славян в Центральной Европе, а не только из готских, франкских, германских, гуннских и прочих «варварских» племен, посредством военных столкновений, религиозных, территориальных и политических трансформаций формирующих будущие Западно-Европейские нации, происходили ватаги лихих людей, бродивших по Западной и Центральной Европе. Часть славян, прежде всего из числа бывших южных славян, проявила себя в качестве коллаборационистов, став соратниками германцев в разгроме полабских славян – хроники содержат множество сообщений о том, как, например, дружины саксонцев, состоящие из 200 саксонцев и 300 славян, уничтожали полабских славян. Входя в союз и ассимилируясь с германцами, славяне-коллаборационисты замещали бывших южных славян в ранее созданных последними по Дунаю и заново создаваемых ими торговых пунктах на Лабе, Одере и других, впадающих в Балтику, реках Центральной Европы. В итоге этого процесса торговые пункты славян на германском и польском побережье Балтики, но в первую очередь связанные с ними славянские торговые пункты и поселения на впадающих в Балтийское море реках, до 12-13 веков стали германскими, которые затем и создали Ганзейский торговый союз.

Прежде дальняя торговля с Римской империей, а через них и со всем Средним и Дальним Востоком, кормила в первую очередь южных славян. Но она же кормила также и западных славян по Дунаю, Лабе, Шпрее, Одеру, Висле, южному побережью и островам Балтийского моря, которые во времена Римской империи торговали по преимуществу при посредстве южных славян. Однако эта дальняя торговля южных и связанных с ними западных славян была прервана Великим переселением народов и последующим формированием все более агрессивной Западной Европы. Западная Европа все более агрессивно выталкивала не подчинявших ей славян на восток Европы, а с другой стороны сюда же их тащили интересы их же дальней торговли, а также сюда же манили и особые выгоды торговли со всем Востоком, минуя Византию. К тому же часть бывших южных славян, еще не вошедших в союз и не ставших германцами, но ставших славянами западными, в 8-12-ом веках могла черпать ресурсы, необходимые во все возрастающих объемах для дальней торговли, только с территории восточных славян.

В Восточной Европе бывшим южным, прежде всего, и хозяйственно связанным с ними западным славянам было много легче и с несопоставимо меньшими издержками, чем где бы то ни было еще, устроить цепь городов-факторий, в которые отправить свой избыток торгового и связанного с ним промыслового населения. Это было верным средством по окружным путям восстановить дальнюю торговлю не только с Византией. Торговые маршруты, проложенные через земли восточных славян, позволили бы восстановить и вести дальнюю торговлю также и со Средним и Дальним Востоком, минуя Византию и фискальное бремя, налагаемое Византией. Поэтому основателями торговых городов в Поднепровье (первоначально по первому и второму маршруту) могли быть, и в действительности были новые западные славяне из числа старых южных славян. Торговые города, создаваемые этими славянами, прежде всего, по Дунаю, Лабе, Шпрее, Одеру и Висле, этим кружным путем через Польшу и Балтику и далее «из варяг в греки» восстанавливали свою дальнюю торговлю, которую они прежде вели с Римом, его восточными провинциями и далее со всем Востоком.

Материальные нужды и обстоятельства южных славян, выдавленных в Центральную Европу, и тесно связанных с ними западных славян предопределили открытие и освоение пути «из варяг в греки» путем постепенно нарастающей колонизации западными славянами территории своих, гораздо более мирных, чем они сами, сородичей – восточных славян. Тех самых мирных восточных славян, которые жили родовым строем племен и семейных общин на огромном залесенном пространстве водного бассейна Днепра от восточных предгорий Карпат и от Западного Буга до дремучих Верхневолжских, Верхнеокских и Брынских (Брянских) лесов на северо-востоке и до Великой степи на юго-западе, юге и юго-востоке от среднего Днепра. Эта территория аналогична территории Польши, Германии и иной, не горной, Центральной Европы по тем природным ресурсам, которые из нее было возможно извлечь при имеющемся уровне развития производительных сил. Поэтому она, будучи хозяйственно освоенной, вполне могла заместить Центральную и Западную Европу в качестве поставщика ресурсов и в Византию грекам, и на север Центральной Европы, включая южное побережье Балтики.

Венеты (венды) и словене или «откуда есть пошла Русская земля»

По мере выдавливания западных славян германскими племенами все дальше на северо-восток к Балтике и на ее острова и вызываемого материальными нуждами быстрого расширения объемов деятельности торговых городков на землях восточных славян торговая и промысловая деятельность западных славян распространилась также и на третий торговый маршрут. Здесь является еще один чрезвычайно показательный пример – словене (сравните – Словения на Балканах), археологических и иных следов проживания которых на Волхове вообще и вокруг оз.Ильмень в 5-7 веках не известно. История словен до 9-го века известна крайне плохо и только по преданиям, записанным много позже – в 15-17 веках. Известно, что ок. 700г. или немного позже словене построили Любшанскую крепость в устье Волхова в 2 км от Ладоги (побережье Ладожского озера), которая во второй половине 9-го века превратила свое существование. Однако, и в этом суть, ближайшие аналоги Любшанской крепости находятся в ареале расселения западных славян от Дуная до Польского Поморья.

Около 753 года в 2 км от Любшанской крепости выше по Волхову, возникает скандинавское (предположительно основанное выходцами с о.Готланд) поселение – будущая Ладога. В 760-е годы словене разрушили и перестроили это скандинавское поселение в Ладоге, организовав в нем производство «глазчатых» бус для торговли с финскими племенами, которая велась до 840-х годов. По одному из древних списков Повести временных лет о «призвании варягов» говорится, что в 862г. Рюрик был призван в Ладогу, а не в Новгород, куда пришел позже из Ладоги. В 9-10-ом веках словене расселялись по Волхову и в бассейне водосбора Ильменя, а также в бассейне Мологи. От Ладоги по реке Сясь очень близок переход в верховья Тихвинки, из нее в Чагодошу и Мологу (отсюда открывается путь по Волге на восток в Волжскую Булгарию или на юго-запад к верховьям Днепра и Западной Двины), а по самой Мологе через ее верховья у Вышнего Волочка – в Мсту и далее либо в озеро Селигер и по ее притокам в реку Боровская Робья, впадающую в озеро Ильмень и текущую восточнее Ловати, либо сразу вниз по Мсте в озеро Ильмень, из которого в Волхов. И хотя от Селигера рукой подать до истоков Волги, Днепра и Западной Двины, все же только названными озерами, реками и их притоками в 9-10 веках ограничился ареал расселения словен.

В 9-ом веке на восточном берегу Волхова близ истока там, где ранее жили финно-угорские племена (Дьяконовская культура), возникает укрепленное Городище – торгово-ремесленный и военно-административный центр словен (археологический памятник начала 9-го века). Это Городище стало известно как Княжий или Ярославов двор, (по наиболее известной версии Повести временных лет) начиная со двора Рюрика в 862г., который в начале 11-го века навсегда получает имя Ярославова, тождественно Княжего, двора. Так на восточном берегу Волхова явилась фактория с торгом (главным рынком), южнее которого возник поселок Славна, а севернее – Плотницкий поселок. Оба поселка объединяются в одно целое торгом, Княжим двором и площадью, которая оставляется рядом с торгом и Княжим двором. На площади сооружается степень – помост, с которого новгородские сановники обращаются с речами к собравшемуся на вече народу, а вблизи степени – вечевая башня с вечевым колоколом наверху и вечевой канцелярией внизу. Плотницкий поселок и поселок Славна после строительства собора св.Софии на западном берегу Волхова становятся Плотницким и Славенским концами, составляя одну Торговую сторону, быстро растущего нового торгового города, получившего название Новгород. Однако археологи сомневаются в самом существовании Новгорода даже и в 9-ом веке: самые ранние постройки датируются здесь 930-ми годами.

Есть еще несколько важных обстоятельств, позволяющих лучше понять суть дела. Первое – в 864г., согласно Никоновой летописи, «…оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его». В Новгороде вспыхнуло восстание во главе с Вадимом Храбрым против княжеской власти, но «того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его». Татищев высказал предположение, что Вадим, как и Рюрик, был внуком Гостомысла, который, происходя от старшей дочери Гостомысла, имел больше прав на власть в Новгороде. По мнению С.М.Соловьева, вся эта легенда лучше всего объясняется рассказом летописи о более позднем факте – неудовольствии новгородцев Ярославом Хромым (Мудрым), во время княжения его в Новгороде перед его походом на Киев и взятием его нанявшим варягов, выразившемся в убийстве новгородцами этих дружинников Ярослава, и местью Ярослава новгородцам. Тогда же в 11-ом веке сложилась легенда о «призвании варягов», которая использована при редактировании «Повести временных лет» для оправдания власти правящего княжеского рода Ярославичей, которые (вслед за подлинным предком своим – Ярославом Хромым (Мудрым)) основателем своего рода считали Рюрика.

Второе обстоятельство связано с «первым старейшиной Новгорода» Гостомыслом, который якобы и призвал Рюрика (в Новгород) с «братьями» Трувором (в Изборск – это в земле кривичей!!!) и Синеусом (в Белоозеро). Это имя Гостомысл впервые является в Новгородских летописях 15-го века, однако во всех ранних летописях, написанных в иных местах, на Руси не встречается. Известно, что Гостомыслом звали одного из племенных вождей вендов, который, согласно Есанетским и Фульдским анналам, погиб в 844г. в сражениях против короля Людовика. В оригинальных латинских текстах имя погибшего вождя пишется как Gestimus, Gestimulus, Gostomuizli. Никакие другие Гостомыслы не известны. И.И.Срезневский в середине 19-го века писал, что имя Гостомысла имеет западнославянские корни, так как окончание «-мысл» не характерно для восточных славян, но часто встречается среди западных славян.

Венды – это собирательное название всех славян в немецком языке вообще и серболужицких славян, в особенности. К серболужиким славянам в 6-10 веках относились славяне между Эльбой (Лабой) и Одером (Одрой) (будущие Саксония, Бранденбург и юго-запад Польши). На Лабу и Одер они пришли с территории будущей Сербии, во-первых. Во-вторых, венды и венеты – это одно и то же; так именовалось население побережья Адриатического моря, которое Геродот причислил к иллирийским племенам. Здесь в стране венетов римляне основали колонию Аквилею (181 до н.э.), в 89г. до н.э. венеты получили права латинских граждан, а в 49г. – права римского гражданства. После территориальной реформы Гая Юлия Цезаря Венетия с Истрией составили 10-ый округ Италии, столицей которого стала венетская Аквилея. И, наконец, в-третьих, Плиний Старший и Тацит называют венетами славян, бывших восточными соседями германцев, а именно славян-вендов. В том, что Венеция – город венетов, куда после нашествия вестготов, гуннов и лангобардов ушло население Аквилеи, может убедиться всякий, обратившись к истории Венеции. Но ведь и Словения выходит к Адриатике в Триесте и южнее его. Триест в течение около полутора-двух тысячелетий – торговый партнер и конкурент Аквилеи, затем Венеции в дальней торговле, проигравший Венеции в 11-15 веках более по политическим, чем по иным причинам.

Столица Словении – Любляна, сравните: город Люблин, существующий в Польше с 6-7-го века на пути в Хелм и чуть западнее его на первом маршруте «из варяг в греки». Не менее интересен торговый город на Балтике в устье Траве – Любек, расположенный на бывших землях полабских славян-бодричей (ререги), ставший центром Ганзейского союза и давший любекское право. В 7-12 веках существовал бодричский (ободритов) союз, который представлял собой федеративное объединение бодричей, вагров, полабов, глинян, смолян, варнов и древян. Из этого союза, например, главным укреплением вагров, пришедших на север Германии в 5-6 веках, был Старигард (Старград), позже переименованный в Ольденбург, в котором находилась резиденция князя вагров и их святилище. Племя смолян (болгарское – смоляни), начиная с 7-го века, обитало в Родопах (горы на Балканском полуострове, на 83 процента в Болгарии, на 17 процентов в Греции, бывшая провинция Рима) в долине реки Места (сравните – река Мста), впадающей в Эгейское море. В 837 году смоляне восстали против византийского верховенства и заключили союз с булгарским ханом Персияном, позже став основой болгарского народа. В Болгарии и поныне есть Смолянская область (сравните – Смоленск).

Общественные различия между южными, западными и восточными славянами

Вот теперь самое время сравнить между собой южных, западных и восточных славян. Именование славян западными, южными и восточными в этот период их истории (6-10-ый века) было уже не только географическим различием мест их обитания, но и в еще большей мере выражало существенные различия между восточными славянами, с одной стороны, западными, с другой, и южными славянами, с третьей. Это были различия по уровню развития производительных сил, по институциональной социальной организации и даже по языкам, хотя языковые различия в определенных частях племен были различиями диалектов в рамках одной и той же языковой семьи, но диалекты эти уже превращались в разные языки. Какие-то отдельные языки южных и западных славян еще оставались близкими друг к другу, а также к языку восточных славян, но многие языков части южных и западных славян по своей фонетике, морфологии, синтаксису и грамматике уже весьма далеко отходили или уже отошли от языка восточных славян. Они все больше сближались с языками неславянских народов Южной и Центральной Европы.

Восточные славяне были заняты по преимуществу земледелием (переложным хлебопашеством, огородничеством) и мелкими речными, лесными и ремесленными промыслами, осуществляя свое общественное воспроизводство по большей части без широкого применения товарно-денежных отношений. То есть обмен у восточных славян был по преимуществу обменом деятельностью (трудом) и результатами труда в натуре. Доколе у восточных славян не явилось разделение на общественные классы, а его не было до образования здесь торговых городов и подчинения торговыми городами окружающих их обширных деревенских областей, их общественный способ производства есть архаический способ производства. Однако этот архаический способ производства уже развит и переразвит, находясь в преддверии превращения в античный или азиатский способ производства. Но для такого общественного переворота не хватает той «малости», которой нет у восточных славян, – разделения на общественные классы, когда некая большая социальная группа господствует над всем остальным населением и посредством этого господства присваивает результаты труда большей части населения.

Основным двигателем хозяйства южных славян много ранее 5-8 веков, а затем также и хозяйства западных славян была дальняя торговля, то есть их вполне можно отнести к торговым народам, которые заняты дальней торговлей, а также промыслами, в том числе вооруженными, и ремеслом, поставлявшими товары для нужд дальней торговли. Это обусловливало высокий уровень развития товарно-денежных отношений у южных и западных славян, их инкорпорацию во внутренний обмен и, следовательно, развитие внутреннего рынка и производства продукции для обмена. Земледелие в таких условиях неизбежно и необходимо носит вспомогательный характер, ибо обеспечивает удовлетворение внутренних нужд собственного населения в продуктах питания, но и земледелие в этих условиях оказывается все более втянутым в товарно-денежный обмен. Западные славяне во многом уже были втянуты в товарно-денежные отношения южными славянами еще во времена Римской империи, во-первых, а, во-вторых, племена западных славян, воспроизводившие себя архаическим способом производства, ушли из Центральной Европы в Восточную Европу, примером чего являются те же кривичи.

Общественный способ производства южных славян и втянутой ими в свой товарооборот части западной славян по своей сути – это античный способ производства. В действительности античный способ производства именно южными славянами, а не греками или римлянами, впервые в истории и был произведен и с тех пор воспроизводился везде, куда они приходили и где сами свободно организовывали свою жизнь. Формой и единицей политической организации южных и родственных им западных славян необходимо и неизбежно явился полис – большой торговый город (отсюда и полис у Древних Греков, и республиканский Рим) с подчиненной ему и его обеспечивающей областью. Так оно и было у южных славян испокон веков, так оно стало и у родственных южным и связанных с ними процессом общественного производства западных славян во второй половине первого тысячелетия н.э. Именно эта общественная форма, а равно и единица политической организации общественного воспроизводства, основанного на дальней торговле и подчинении ей внутренней торговли, ремесла, промыслов и земледелия, а именно форма полиса, республиканского торгового города, и была перенесена ими на Волхов, Западную Двину и Днепр с их притоками.

Киевская Русь – дом рабства восточных славян и два исхода из него

Есть множество исторических фактов, которые свидетельствуют о том, что мнимые в России родичами славяне Западной Европы, в действительности – чужие восточным славянам, и таковыми они всякий раз оказываются, как только подворачивается подходящий для них (западных и южных славян) исторический случай. Купцы из Киевской Руси, неизменно являвшиеся в Константинополь, как и на среднюю Волгу и Каспий с рабами (= челядью), торговали по преимуществу отнюдь не рабами-европейцами, или рабами-азиатами, или рабами-финнами, но по преимуществу – рабами-славянами и, как правило, восточными славянами. Этот факт констатируют практически все современники – и византийские, и тюркские, и арабские, и иранские, и европейские. Этот же факт констатирует также и В.О.Ключевский, и все другие добросовестные исследователи истории Руси. Суть этого очень точно выражает русская народная сказка о том, как изначально была у зайца избушка лубяная, а у лисы – ледяная, как потом заяц приютил лису в своей избушке, и как вскоре после этого у лисы стала избушка лубяная, а у зайца – ледяная.

В.О.Ключевский пишет: «Экономическое благосостояние Киевской Руси XI и XII вв. держалось на [работорговле и] рабовладении. К половине XII вв. рабовладение достигло там громадных размеров. Уже в X – XI вв. челядь составляла главную статью русского вывоза на черноморские и волжско-каспийские рынки. Русский купец того времени всюду неизменно являлся с главным своим товаром, с челядью. Восточные писатели X в. …рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге… Когда… обывателю Царьграда нужно было купить раба, он ехал на рынок, где «русские купцы приходящее челядь продают»… Рабовладение было одним из главнейших предметов… древнейшего русского законодательства, …по Русской Правде: статьи о рабовладении составляют один из самых крупных и обработанных отделов в ее составе… До конца X в. господствующий класс русского общества остается городским… Управление и торговля давали ему столько житейских выгод, что он еще не думал о землевладении… Военные походы скопляли в его руках множество челяди. Наполнив ими свои городские подворья, он сбывал излишек за море: с X в. челядь… наряду с мехами была главной статьей русского вывоза».

Раб был не только главной статьей внешней торговли Киевской Руси (вывоза из Руси), но, как пишет В.О.Ключевский, «в XI и XII вв. раба стали сажать на землю». Начиная с княжения Ярослава Хромого, прозванного Ярославичами Мудрым, раб становится основным работником во дворах и хозяйствах Ярославичей, бояр, епископов, монастырей и купцов. «Рабовладение было… первоначальным юридическим и экономическим источником русского землевладения. …стали сажать челядь на землю, применять рабовладение к землевладению. …собственниками являются: 1) князья и члены их семейств; 2) княжи мужи; 3) церковные учреждения, монастыри и епископские кафедры. …во всех известиях о частном землевладении XII в. земельная собственность… населялась и эксплуатировалась рабами; это – «села с челядью». Челядь составляла… хозяйственную принадлежность частного землевладения, светского и церковного, крупного и мелкого… Это земля моя, потому что мои люди, ее обрабатывающие, – таков был… процесс, с которым сложилась у нас юридическая идея о частной собственности. Холоп-земледелец, «страдник», как он назывался на хозяйственном языке Древней Руси, служил проводником этой идеи от хозяина на землю, юридической связью между ними, как тот же холоп был для хозяина орудием эксплуатации его земли. …привилегированный купец-огнищанин и витязь–княж муж X в. превратился в боярина…» (В.О.Ключевский).

О чуждости восточным славянам основателей торговых городов Киевской Руси свидетельствует также и противоположность словенского Великого Новгорода и кривичского Пскова в их отношении к русским вольным хлебопашцам, работавшим в частных хозяйствах. В Новгороде вольные хлебопашцы последовательно и неуклонно закабалялись, превращаясь в челядь, в рабов, в обельных (полных) холопов. В Пскове после его отделения от Новгорода вольные русские хлебопашцы тщательно охранялись законом, не допускавшим стеснения личной свободы крестьянина, в том числе посредством ссуд, займов и торгового оборота. До прихода новгородских словенцев и создания торгового города Пскова на его месте уже существовало восточнославянское городище кривичей, хотя историки долго вели спор относительно того, кривичи – это чистые славяне или же они славяно-балты, однако генетики поставили точку в этом споре. Восточные славяне,