Египетская текстильная фабрика Махалла – колыбель революции

Фабрика Эль-Газл в городе Махала-эль-Кобра – крупнейшая египетская текстильная фабрика, на ней работают более 20 000 рабочих. Это микрокосм всего египетского общества. Фабрика Махаллы имеет репутацию катализатора протестов в Египте. В 2008-м рабочие фабрики вышли на улицы, требуя улучшения условий труда. А в январе 2011-го они же первыми подняли протесты, которые впоследствии были поддержаны народными массами – что привело затем к революции и отставке египетского президента Мубарака.

Махалла-эль-Кобра – город на севере Египта, расположенный в дельте Нила. Здесь находится текстильно-прядильная компания и крупнейшая в Африке и на Ближнем Востоке текстильная фабрика. Она была основана в 1927-м египетским экономистом Талаатом Харбом, а сейчас здесь, на площади в тысячу акров, живут и работают более 20 000 рабочих. Фабрика окружена высоким забором, а на воротах стоит охрана. Именно через эти ворота тысячи рабочих фабрики ежедневно расходятся по домам, ходят за продуктами или спешат забрать детей из школы. Битком набитые поезда и автобусы увозят с фабрики тысячи рабочих и одновременно тысячи других рабочих приезжают сюда, чтобы заступить на смену.

Внутри фабричного комплекса есть детские площадки и стоянки, забитые машинами и автобусами. На территории фабрики находятся магазины, кинотеатр, библиотека и мечеть. Рабочие могут поплавать в огромном бассейне, который можно использовать даже для олимпийских состязаний. На спортплощадках занимаются различные спортивные секции. Здесь есть своя футбольная команда, широко известная в Египте, – она тренируется здесь же на фабричном стадионе. На фабрике есть и своя больница. Вокруг фабрики расположены дома рабочих. Воду и электричество сюда подают собственные элеткро- и водонапорная станции. По сути, фабрика – это город в городе.

Одна большая семья

Впервые попав на эту фабрику, мы смогли прочувствовать всю ее мощь и магию. Раньше мы не понимали, почему здешние рабочие настолько отождествляют себя с этой фабрикой, что считают себя ее владельцами. Как только мы приехали сюда, всё стало ясно.

В 1930-х на фабрике было около 12000 веретенно-мотальных машин. Сейчас их уже 300 000. Фабрика – это, собственно, фабричный комплекс, состоящий из десяти отдельных текстильных фабрик, потребляющих более миллиона центнеров хлопка в год. Производят же они более пяти миллионов наименований текстильной продукции ежегодно.

Работа на фабрике передается из поколения в поколение. Фабрика становится неотъемлемой частью жизни тех, кто здесь живет и работает, порождая в них такую общность, что они ощущают себя одной большой семьей. Они помогают друг другу – делятся деньгами и продуктами. Во время частых забастовок, охватывающих фабрику, именно взаимопомощь помогла многим из них продержаться без заработка.

Первая забастовка вспыхнула здесь в 1938-м году. Тогда рабочие требовали введения трех 8-часовых смен – вместо двух 12-часовых. И этот эпизод ознаменовал собой начало их длительной борьбы за фундаментальные изменения системы.

Спустя почти 10 лет, в сентябре 1947-го, рабочие фабрики организовали другую забастовку, требуя восстановления на работе своих коллег, уволенных за требование улучшения условий труда. Тогда в Махаллу для подавления восстания рабочих ввели танки. Трое рабочих были убиты и 17 ранены.

В июле 1952-го группа армейских офицеров под командованием полковника Гамаля Абдель Насера свергла египетскую монархию, что вновь вдохновило здешних рабочих на борьбу. Уже через месяц они начали новую забастовку, протестуя против постоянных издевательств со стороны фабричного менеджмента, но затем последовало горькое разочарование – забастовка была жестко подавлена армией.

Волнения на фабрике продолжались здесь и в начале 1980-х, а в феврале 1986-го рабочие фабрики снова бастовали, требуя начисления месячной оплаты за все 30 календарных дней – а не за 26 (без учета выходных). Компания тогда пошла на уступки, но вскоре разразились новые протесты.

Обретая политический голос

В сентябре 1988-го Хосни Мубарак объявил об отмене специальных «школьных надбавок» для учащихся рабочих. И буквально через несколько часов все 20 000 рабочих фабрики с протестом вышли на улицы Махаллы. Если предыдущие забастовки акцентировали внимание лишь на экономических требованиях, то теперь рабочие всё чаще стали выдвигать откровенно политические требования. Правительство ответило карательными мерами – многие рабочие фабрики до сих пор вспоминают о жестокости сил безопасности.

Когда в апреле 2008-го 10 000 рабочих вновь вышли на улицы, протестуя против приватизации и коррупции, то они уже скандировали: «Долой Мубарака». Это был первый протест, направленный против Мубарака со времен его прихода к власти в 1981-м году – и он стал той искрой, из которой возгорелось пламя. Рабочим оказывали поддержку и за пределами фабричных стен. Огромный портрет Мубарака, висевший на центральной площади Махаллы сорвали и сожгли. Рабочие фабрики сделали первый шаг к тому, чтобы разрушить, окружавший всех барьер страха. Тем самым они бросили вызов режиму Мубарака.

Рабочие сражались с тысячами полицейских, использовавших слезоточивый газ и оружие для разгона демонстрантов. Та битва, в которой государство применило грубую силу для подавления безоружных и мирных демонстрантов, надолго отпечаталась в памяти жителей города. Тысячи жителей Махаллы были арестованы, десятки ранены, а трое, (среди них один мальчик) – были убиты. Силы госбезопасности оккупировали город и взяли на себя контроль над фабрикой.

Но мужество рабочих Махаллы передалось другим. Эта фабрика научила тысячи рабочих всего Египта бороться за честную оплату и достойные условия труда. Ухудшение положения рабочих Махаллы было лишь частью общего ухудшения жизненных стандартов большинства египтян. Рабочие Махаллы совместили экономические и политические требования. И даже сейчас, когда Мубарак свергнут, рабочие этой фабрики говорят, что никогда не перестанут бороться за социальную справедливость, за свободу и человеческое достоинство.