Антикризисная корпорация

Вступление в ВТО стало поводом серьезно переоценить состояние российской промышленности. На протяжении последних 5 лет страна живет мифом, что без нефти нам никуда, и хотя нефть занимает четверть в российских доходах, такое понимание несколько примитивно.

Бесспорно, девяностые годы полностью переформатировали социально-экономическую структуру нашей страны. С распадом СССР нарушились связи между предприятиями, исчезли устоявшиеся рынки сбыта. В пылу борьбы за собственность стратегическое развитие потеряло свою актуальность. Главным стало получить сиюминутную прибыль.

Тяжелее всего пришлось тяжелой и высокотехнологичной промышленности. Чтобы оставаться конкурентоспособной, она требует огромных финансовых вливаний в модернизацию, современных технологий и квалифицированных кадров. Отдача же от этих капиталовложений никогда не бывает мгновенной. Таким образом, многие предприятия оказались в безвыходной ситуации – собственных средств для модернизации у них не было. Стояла задача привлечения инвестиций – неважно, государственных или частных. Но зарубежный капитал шел в страну неохотно. Инвестиционный климат оставался неблагоприятным, риски были слишком велики. Средств же внутри страны не хватало.

В этом смысле показателен пример АвтоВАЗа. Война за завод шла более десяти лет. В 1997 году завод был непосредственным образом захвачен членами волговской ОПГ. Для очистки завода от криминала силами МВД было проведено несколько спецопераций. В конце концов, к 2005 году государство смогло взять предприятие под контроль. АвтоВАЗ вошел в состав «Рособоронэкспорта».

Однако на восстановление завода требовалось время. Мировая экономическая ситуация складывалась неблагоприятно. В результате кризиса 2008–2009 гг. АвтоВАЗ оказался на грани банкротства. Выжило предприятие благодаря государственным субсидиям. В 2007 году была создана государственная корпорация «Ростехнологии», к которой перешли активы «Рособоронэкспорта», в том числе и акции АвтоВАЗа. Для спасения завода государство выделило «Ростехнологиям» 25 млрд руб., которые в качестве беспроцентной ссуды были переданы АвтоВАЗу на год.

Эти меры позволили пережить кризис. Но продукция завода оставалась неконкурентоспособной. Для успешного обновления производства было принято решение о сотрудничестве с иностранными компаниями. В 2008 году автомобильный концерн Renault купил 25% акций завода. Уже к концу 2014 года Renault-Nissan планирует увеличить свою долю в «АвтоВАЗе» до 74,5 %.

Союз с Renault-Nissan не только принес необходимые АвтоВАЗу инвестиции, но и открыл доступ к современным технологиям. Завод активно обновляет модельный ряд, строит новую дизайнерскую стратегию бренда. Прибыль АвтоВАЗа за 2011 год составила 3,1 миллиарда рублей. То есть на 25,6% больше чем в 2010 году.

По оценкам экспертов к 2016 году продукция альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ может занять до 40% российского автомобильного рынка.

В чем-то сходная ситуация сложилась и на другом стратегическом заводе России – «Ижмаше». Проведенный в 2010 году «Ростехнологиями» аудит Группы компаний «Ижмаш» показал, что управление предприятием осуществляется непрозрачным и неэффективным образом. На начало 2011 года долги «Ижмаша» составляли около 19 млрд рублей, а современное оборудование было загружено всего на 20%. В группу предприятий входило около сотни юридических лиц, многие из которых были на стадии банкротства. В целях финансового оздоровления и повышения эффективности «Ростехнологии» инициировали банкротство и реструктуризацию группы «Ижмаша». Управление предприятием сосредоточилось в руках одного юридического лица.

Принятые меры уже к концу 2011 года позволили получить 310 млн рублей операционной прибыли. Тогда как за год до этого, в 2010, чистый убыток «Ижмаша» составил 1,7 млрд руб. За счет расширения рынков сбыта выручка предприятия выросла на 40%, а объем поставок в США был увеличен на 50%.

Современная экономическая ситуация характеризуется сложностью и непредсказуемостью. Не успел завершиться кризис 2008 года, как эксперты и представители бизнес-сообщества стали с опаской ждать следующего. На этом фоне крайне важной является деятельность по сохранению и поддержке стратегически важных для страны отраслей промышленности. Когда привычные рыночные механизмы периодически дают сбои, невозможно обойтись без «ручного» вмешательства.

Это тем более верно, если дело касается такой отрасли, как оборонная промышленность. Благодаря деятельности ГК «Ростехнологии» к 2012 году государству удалось консолидировать всю вертолетостроительную промышленность России в единый холдинг «Вертолеты России». Результаты не заставили себя долго ждать: на мировом рынке военных вертолетов доля России составляет 23%. Это первое место на рынке. Продукцию завода покупает даже Пентагон.

В сфере высокотехнологичного производства консолидация дает возможность совершить серьезный рывок вперед в условиях догоняющего развития. Не так давно холдинг «Росэлектроника» объединил 80 предприятий электронной отрасли. Сейчас он производит 30% электронной компонентной базы России. На ОАО «ЦНИИ “Циклон”» было запущено серийное производство OLED-микродисплеев, благодаря чему разрешилась проблема импортозамещения. Сегодня Россия входит в тройку мировых производителей подобных компонентов.

Государственная корпорация оказалась и важным инструментом позиционирования России на международной арене. Прозрачная, открытая деятельность коммерческой компании, которая представляет государство на мировом рынке, способна привлечь дополнительные инвестиции и снизить финансовые риски для международных партнеров. Собственно, об этом свидетельствует заметное увеличение количества зарубежных компаний, которые готовы сотрудничать с российским бизнесом и вкладывать деньги в нашу экономику. И не только в АвтоВАЗ или «КамАЗ» (стратегическое сотрудничество с компанией Daimler). Уровень интеграции российской экономики в мировую вырос в целом. Это доказывает и сам факт вступления России в ВТО: после более чем десятилетних переговоров это, наконец, случилось.

В 2011 году компания «ВСМПО-Ависма», входящая в состав «Ростехнологий», довела долю инноваций в своей продукции до 95%. Технологическая модернизация, привлечение зарубежных инвестиций и сотрудничество с ведущими мировыми потребителями титановой продукции позволили компании занять весьма значимое место на рынке. Сегодня компания глубоко интегрирована в мировую экономику, выпускает конкурентоспособную продукцию и является одним из лидеров рынка. «ВСМПО-Ависма» обеспечивает 40% потребностей в титане Boeing, 60% EADS, 100% – Embraer.

Очевидно, что в условиях нестабильности мировой экономической системы создание государственной корпорации, консолидировавшей в себе стратегические национальные предприятия, – вполне работающий инструмент регулирования собственной экономики. Важно отметить, что этот инструмент не подменяет собой рынок, не выстраивает плановую систему, но эффективно используется для развития важных отраслей промышленности. Тем более это необходимо стране, которая пока заметно отстает в своем технологическом и промышленном развитии от мировых лидеров. Перед рывком нужна концентрация. Однако излишняя концентрация производства может принести как пользу, так и вред. Все дело в эффективном управлении и сохранении разумного баланса.

клубы москвы сегодня