В РФ ловят преступников, которые не оставляют следов

Иногда изобличить преступников помогают не цифровые технологии, а врождённые инстинкты. В России криминалисты научились консервировать звуки и запахи. Они используют уникальные способности специально обученных собак, чтобы найти даже тех злоумышленников, которые не оставили видимых следов.

Самой перчатки в банке нет. Есть только ее запах. Им пропитана эта хлопковая салфетка. В герметичных емкостях в криминалистической лаборатории хранят тысячи запахов с разных мест преступлений.

«Помещается в стеклянный сосуд предмет — носитель запаха, увлажняется. На водяной бане нагревается, пары запаха поднимаются. Этот конденсат переносится на салфетку», — объяснил начальник зонального центра кинологической службы Евгений Бабиченко.

С этими салфетками предстоит работать лабрадору Арчи. По кругу кинолог размещает не менее 10 образцов разных запахов. В двух банках — запахи с предметов, оставленных на месте преступления грабителем. Собаку перед началом работы знакомят с запахом подозреваемого в ограблении. Это должен быть самый чистый образец индивидуального запаха этого человека. У задержанного берут кровь и нагревают ее на водяной бане. Арчи уловил, что подозреваемый и преступник пахнут одинаково.

Эксперимент проводят несколько раз с разными собаками. Их здесь называют детекторами. Если совпадение запахов подтверждается как минимум трижды, это стопроцентное доказательство того, что подозреваемый был на месте преступления.

Собак начинают приучать к работе в лаборатории с полугодового возраста. Сначала в течение 8 месяцев их учат определять разные типы запахов, от самых простых — это запахи еды, вещей и предметов — до самых сложных, запахов человека.

Иногда в распоряжении криминалистов оказываются не вещи, а голоса преступников. Записи получают в том числе с помощью прослушки телефонных разговоров. В этом случае к расследованию подключают специалистов из фоноскопической лаборатории.

Голос подозреваемого записывают, затем с помощью специальной программы запись делят на части, убирают посторонние шумы. И начинают определять особенности речи. Ее темп и тембр, специфику произнесения звуков, построения предложений. Для чистоты эксперимента читать текст по листочку при записи не разрешают.

«Когда человек читает, он излагает не свои мысли. Дали вы ему Пушкина стихи читать — и что? Какие у него особенности? Он передает слог автора», — сказал начальник отдела фонологических экспертиз ЭКЦ ГУВД по Алтайскому краю Николай Попов.

Работа требует постоянного обновления знаний современного русского языка, говорят эксперты. У лингвиста Игоря Белоусова, например, всегда под рукой толковый словарь молодежного сленга.

«Например, наркотики называют яблоками. Бывает на первый взгляд разговор мирный достаточно, но с использованием словарей можно докопаться до сути», — пояснил заместитель начальника отдела фоноскопических экспертиз Игорь Белоусов.

Работа только над одной записью может занять несколько месяцев. Голоса преступника и подозреваемого анализируют с помощью специальных матриц, графиков и диаграмм. Заключения экспертов по закону могут рассматривать в суде. А иногда они становятся одним из главных доказательств вины подсудимых. Например, участники криминальной группировки, занимавшейся сбытом наркотиков в нескольких городах, оказались на скамье подсудимых в первую очередь благодаря работе экспертов-лингвистов. И таких случаев в крае только за 2010 год больше десятка.