Экс-завхоз президента завладел бизнес-центром в ХСС

Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей, которому угрожает уголовное преследование за клевету, рассказал, что заказчиком этого процесса выступает Фонд храма Христа Спасителя и непосредственно Василий Поддевалин, его руководитель.

В своем интервью «Новой газете» Аншаков рассказал: «Фонд храма Христа Спасителя — это светская организация, управляемая Поддевалиным и его семьей. Сам Поддевалин фактически является распорядителем всего имущества этого храмового комплекса. Он фактически превратил помещение храмового комплекса в бизнес-центр». В ХХС есть 15 организаций (химчистки, автомойки, прачечные над алтарем, фирма, торгующая морепродуктами), из которых официально оформленные договора аренды имеют только 7.

Поддевалин — бывший сотрудник хозяйственного управления администрации президента. По данным Аншакова, он «сидит» на храме «еще с момента строительства», а раньше «сидел на денежных потоках, которые выделялись на строительство». «После этого он заслужил доверие определенных лиц, и его поставили распоряжаться всем имуществом комплекса. То есть это достаточно масштабная и серьезная афера», отметил председатель ОЗПП.

Богатый ассортимент товара адаптирован под спрос, под туристов. Яйца под Фаберже стоят по 150 тыс. руб., а они, как и матрешки, не являются предметами культа, в отличие от икон, свечей, крестов и ладана, а посему их продажа должна производиться в соответствии с законом, т.е. по всем правилам торговли: с кассовым аппаратом, ценниками, книгой отзывов и предложений и т.д. Выручка одного павильона, торгующего золотыми изделиями, составляет сотни тысяч рублей в день, отметил Аншаков.

Ранее ОЗПП обвинило фонд в нецелевом использовании площадей храма. Тем не менее, Хамовнический суд постановил, что торговля в ХХС — это не торговля, а безвозмездное взаимное одаривание по рекомендованной цене, а Мосгорсуд, куда была подана апелляция на решение Хамовнического суда, признал законной предпринимательскую деятельность РПЦ в ХХС.

Освещенные вещи, проданные в храме, обмену и возврату не подлежат. Теоретически, рассказал Аншаков, можно создать религиозную организацию и торговать православными айфонами и айпадами, «и когда потребитель будет приходить и жаловаться, что он сломался, мы будем говорить, что изделие освящено, мы религиозная организация».

Аншаков также напомнил, что помещения и нижнего, и верхнего храма (где пели Pussy Riot) никогда официально не передавались религиозной организации, так что панк-группа фактически выступала в музее, и в этом случае нет даже административной ответственности. Более того, само «подворье патриарха Московского и Русская православная церковь действует незаконно, это самоуправство, когда они устанавливают порядки посещения, поскольку никакого формального отношения к этому помещению они не имеют». По этому поводу ОЗПП обратилось в прокуратуру г. Москвы, но ответа пока не получило.