Налоговики Украины наложили руку на недвижимость

Начиная с 7 марта, на Украине нотариальная регистрация сделок с недвижимым и движимым имуществом будет оформляться только с санкции государственной налоговой службы. Согласно приказу Минюста, нотариус может заверить куплю-продажу, дарственную или любой акт отчуждения имущества только при наличии письменного согласия налоговой службы. Как сообщает корреспондент радио «Вести ФМ» на Украине Владимир Синельников, новация тамошнего Минюста вызвала искренне удивление и непонимание цели этой санкции.

Купить, продать или подарить дом, землю, квартиру, машину или сдать их в залог отныне можно будет только с санкции ГНСУ. Приказ МЮУ№ 28220595 прямо говорит, что речь идет не о простой информации налоговиков, а именно о согласии налоговой на совершение сделки: «Договора об отчуждении или залоге недвижимого и движимого имущества заверяются нотариусом при условии письменного согласия соответствующего налогового органа». Совершено, что речь идет о разрешении.

Сам Минюст никаких комментариев по этому поводу не дает. Смысл этой инициативы никому не понятен. Ответа на вопрос зачем — просто не существует.

Во-первых, в приказе не оговорено, кто должен получать такое разрешение — нотариус или один из участников сделки. Совершенно очевидно, что получение разрешения в местных налоговых органах сделает любую нотариальную сделку сложной и громоздкой — ради санкции налоговой службы придется не только выставить в долгих очередях, но и собирать и представлять в налоговую дополнительные справки. То есть — бегать по другим офисам. То есть, поход к нотариусу превращается в акт самоотречения.

Еще лет 10 назад такую меру можно было бы оправдать — налоговая служба стремится получить максимум информации о финансовых следках — с тем, чтобы отследить незаконные сделки и установить лиц, срывающих свои доходы. Однако сейчас хай-тек превратил подобный сбор информации в архаизм. Не выходя из кабинета по компьютерным базам данных за несколько минут можно собрать полную информацию о легальных сделках любого человека — не только с недвижимостью. Можно отследить любой платеж с кредитной карты. Вплоть до покупки пакета молока.

Правомерность подобной меры также взывает большие сомнения. Неясно, на каком правом основании налоговая принимает решения о том, можно или нельзя совершать сделку. Если на имущество наложен арест по решению суда или оно находится в залоге — эту информацию и без того обязан проверить любой нотариус. И без запрета суда налоговая просто не имеет права запрещать сделку. — В этой ситуации она играет роль 5-го колеса: не понятно, зачем, и непонятно, по какому праву…

Единственное, что хоть сколь-нибудь логично объясняет инициативы Минюста — это версия о том, что какому-то бюрократу его личное «Айкью» не позволяет научиться работать с компьютером. И для него проще заставить — по привычке — по старинке — всех собирать бумажные справки. И заставить мир вертеться вокруг себя.