Музей Бородинская битва открылся после реконструкции

Музей-панорама «Бородинская битва» в Москве открылся для посетителей на месяц раньше срока: торопились успеть к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Впервые за полвека с холста убрали пыль, установили новую систему подсветки. Обновили и само здание музея. А фонды пополнили четыре сотни раритетных экспонатов, которые впервые показывают посетителям.

Исторический момент — в открытый после реконструкции Музей-панораму «Бородинская битва» заходит первый посетитель. Точнее, заезжает: школьный учитель Ирина Витошенская передвигается в инвалидной коляске.

Говорит — чувствует себя покорителем космоса. Она — первый «пассажир» нового подъемника для людей с ограниченными возможностями. Одно нажатие красной кнопки — и Ирина впервые без посторонней помощи попадает на второй этаж музея.

«Отлично, просто рада, что в нашей прекрасной стране это все начинает расцветать!» — говорит она.

Музей построили 50 лет назад для демонстрации единственного экспоната — панорамы Франца Рубо, которую художник написал еще в 1912-м к столетию Бородинской битвы. Другие залы здания использовали как картинную галерею. После ремонта их не узнать: в стеклянных витринах — подлинные сабли, шлемы и кирасы солдат-участников Отечественной войны, а рядом — сценарий фильма «Война и мир» с автографом Сергея Бондарчука. Более четырех сотен раритетов — и собрание продолжает пополняться: прямо на открытии выставки частные коллекционеры подарили музею табакерку с изображением императора Александра I и два пушечных ядра.

Перед посетителями впервые предстает этот русский офицер в белом мундире. Его запечатлел на холсте художник Августо Дезарно — солдат армии Наполеона.

«Во время контрнаступления русской армии, бегства Наполеона из России, Дезарно попал в плен. У него даже есть такая картина, которая запечатлела трагический момент его пленения казаками, но, тем не менее, потом Дезарно понравилось жить в России, он здесь остался навсегда, закончил Академию художеств, стал академиком живописи», — рассказывает главный хранитель Музея-панорамы «Бородинская битва» Лидия Ивченко.

Саму круговую панораму тоже отреставрировали. Впервые за полвека с холста убрали пыль, восстановили гипсовый макет, заменили лампы, повесили новый тканевый купол — чтобы создавалась иллюзия естественного света. Франц Рубо хотел, чтобы у посетителей складывалось ощущение присутствия в пылу сражения 13 сентября 1812 года. В этот день 3D-эффект полный: один из солдат будто сошел с полотна! Военный историк Игорь Козловский появился на открытии панорамы в военной форме времен Отечественной войны, в какой каждый год сам сражается в Бородинской битве — реконструирует события, в которых два века назад участвовал его предок — егерь лейб-гвардии Владимир Николаевич Козловский.

«Солдаты не ожидали, что ночью сразу будет наступление французов. И даже позволили себе немножко расслабиться — они воспользовались тем, что в деревне Бородино были бани, и они пошли помыться. И после бани, конечно, надо и рюмочку. И это плохо для них, в общем-то, кончилось для многих. Потому что французы вторглись в саму деревню. Егеря в чем были — схватили свое оружие и стали отражать атаки французов», — рассказывает он.

Рубо создавал панораму с документальной точностью: ездил на поле, делал сотни эскизов, часами просиживал в военном архиве. Однако еще недавно для неспециалиста отличить на полотне длиной в 150 метров даже русских от французов было непросто. Сейчас луч прожектора выхватывает из тысячи объектов повозку, а голос из динамика подсказывает: в ней везут смертельно раненого Багратиона.

Теперь «Бородинская панорама» — мультимедийный музей будущего. Однако, боятся сотрудники, как бы «интерактивные киоски» не отвлекли посетителей от главного — созерцания живописи величайшего русского баталиста Франца Рубо.