Хрупкие чувства верующих

Иван Давыдов сомневается, что Россия все еще светское государство.

Важно уважать чужие чувства. Очень важно уважать чужие чувства. Особенно религиозные. Особенно – как раньше думали – религиозные чувства мусульман. Но православные активисты (есть теперь такая удивительная порода людей – православные активисты), доказали в последние месяцы со всей возможной бескомпромиссностью, что способны по части защиты собственных религиозных чувств посредством избиения на улице женщин и порчи одежды любому мусульманину дать сто очков вперед.

То есть, дело, видимо, не в конфессиях.

Дело, видимо, в том, что – откровенно говоря, неожиданно, — на двадцать третьем году существования государства российского пришлось отвечать на вопрос: а оно какое, это государство? Светское? Вроде бы, да, светское, на этот счет и статья в Конституции имеется.

Но трепетность, с которой государство взялось вдруг защищать религиозные чувства, заставляет задуматься.

В России, как известно, совсем скоро может быть закрыт доступ к сервису YouTube. На сервисе YouTube лежат в открытом доступе фрагменты фильма «Невинность мусульман», и убирать их хозяева сервиса, во всяком случае, пока, не собираются. Дикий народ, американцы, свободу слова чтут, а на чувства чужие плевать им.

Мы, конечно, куда нежнее. У нас депутат-единоросс Гаттаров превентивно – волнений-то мусульманских в стране не наблюдается, — накатал в прокуратуру донос, то есть, извините, запрос с требованием фильм признать экстремистским. Прокуратура признала – речь ведь о чувствах, о святых чувствах! И теперь осталось дождаться решения суда. Если суд с прокуратурой согласится – не видать больше россиянам экстремистского YouTube.

Впрочем, в нескольких регионах прокуроры уже требуют закрыть доступ к сайтам, на которых выложен несчастный этот фильм. Некогда судебных решений дожидаться: чувства в опасности!

Интересно, но все-таки несколько печально наблюдать, как светское государство не просто пытается встать в характерную коленно-локтевую позу (или молитвенной что ли назовем ее, благозвучия ради), но еще и сразу несколько ковриков специальных для этого намерено задействовать.

Ведь если государство светское – то оно, увлекшись чувств защитой, может зайти довольно далеко. Что в следующий раз оскорбит мусульман? Открытые лица женщин? Или, допустим, коленки? Придется запретить тогда законодательно короткие юбки и паранджи ввести: чувства важнее.

Впрочем, мусульмане на этот счет пока молчат, а вот протоиерей Чаплин высказывался давно и однозначно.

И потом, чувства ведь, повторюсь, есть не только у мусульман. Что, если завтра иудеи потребуют запретить продажу свинины? Им, наверное, неприятно в магазинах этакую гнусную штуку видеть. Чувства страдают. А православные возмутятся всеобщим обжорством неверующих в Великий пост. И соблюдение постов придется делать общеобязательным в законодательном порядке. Потому что – чувства, не шутят ведь такими вещами.

Ну, и так далее. Между прочим, если государство все-таки светские, то приверженцы любых не запрещенных законом религий в нем равны в правах. Чем чувства поклоняющихся знаменитому макаронному монстру хуже чувств, например, иудейских? Ничем они не хуже. А если так – придется нам Италии войну объявить. Итальянцы их бога вообще едят, причем не причащения ради, а услады брюха для. Сами жрут, и весь мир обучили.

Хватит этот терпеть!

Шутки шутками, а закрытие доступа к YouTube – вполне реальная перспектива. Уступки – дело скользкое, опасное. Один раз ноги об Конституцию вытрешь, защищая оскорбленные чувства, и дальше трудно будет останавиться. И все, что описано в предыдущих абзацах, вполне может продраться в реальность. Вот тогда и посмеемся.

Уважение к чувствам других – это важно и здорово, разумеется, но главное – помнить: гражданам чрезмерно чувствительным надо объяснять, со всей возможной жесткостью объяснять, что нежная их чувствительность имеет предел. Свобода слова, высказывания, самовыражения – это, как модно теперь говорить, существенная часть нашего «цивилизационного ядра». Может быть, даже, основная. И это как раз покушения на нее под прикрытием защиты чрезмерно нежных чувств приводят к тому ужасу, который сейчас на Ближнем Востоке творится, а не наоборот.

Если вас оскорбляют внутри вашего пространства – хоть бытового, хоть сакрального, — закон на вашей стороне. Вы можете требовать защиты. Но если где-то далеко лежит такое что-то, содержание чего вас может оскорбить, и вы специально, чтобы оскорбиться, в это что-то влезаете, — то проблема как раз в вас. И решать ее должны, наверное, психиатры, а не прокуроры.

Чувства мои грубы. Но процентов восемьдесят того, что показывают по центральным каналам российского ТВ, предположительно, способно оскорбить их. Но я не уверен – во избежание неприятностей я просто не смотрю российские телеканалы.

И не очень понимаю, отчего обладатели чувств более, как видно, нежных, не могут действовать так же. И почему государство, вместо того, чтобы объяснить им очень простые правила игры, радостно идет у них на поводу.

Идет, между прочим, в яму.

Хотя, конечно, все эти рассуждения имеют смысл, только если государство у нас по-прежнему светское. Но если уже нет – так хоть предупредили бы.