После Митино мечети начнут строить по всей Москве

С этим нужно смириться и москвичам, и московским властям, говорят в Совете муфтиев России.

Московский спальный район Митино всегда был местом тихим и спокойным. Никаких стихийных митингов здесь отродясь не случалось, даже когда при Лужкове за счет детских площадок во дворы втыкали всякие непонятные коммерческие стеклянные сараи с мудреными названиями типа «физкультурно-оздоровительный комплекс с подземным гаражом». «Баня с девками», — по-своему понимал народ, но и тогда терпеливо сносил долгострои, десятилетиями мешавшие ходить и ездить.

Тем контрастнее был вчерашний митинг против строительства мечети на улице Барышиха в районе дома 57. Улица эта в Митино одна из крайних, с одной стороны дома, а с другой пустырь, после которого начинается лес с оврагами. На пустыре стоят здания пожарной, полиции, скорой помощи и заборы с машинами. Здесь же московская мэрия выделила 0,35 га для строительства мечети. На первый взгляд, место так себе. Но если учесть, что рядом строится станция метро Пятницкая по синей ветке – очень даже удобное для будущих прихожан. А напротив, повторимся, сплошной стеной тянутся 17-этажные жилые дома, из которых мечеть будет видна, как на ладони и в которых, конечно же, будут прекрасно слышны ежедневные пятиразовые призывы муэдзина на молитву с ее минаретов, включая самый первый – в пять утра. И это при том, что район заселен православными, а вовсе не мусульманами.

За что соседей мечети ожидает такое беспокойство? И чем, интересно, руководствовались московские чиновники, выделяя участок в районе, где мусульман практически нет, если не считать вездесущих гастарбайтеров? Их, впрочем, считать и не нужно, поскольку они должны уехать на родину.

Началось же все с того, 6 сентября на сайте столичного Комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства появилось сообщение, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии ее члены «согласились… с предоставлением Исламскому объединенному центру мусульманских организаций России земельного участка по адресу: ул. Барышиха, вл. 57, Митино (СЗАО) для строительства Исламского гуманитарного центра с мечетью с предварительным согласованием места размещения объекта». «Площадь участка составляет 0,35 га; максимальная высота застройки – 35 м», – говорится в официальном сообщении на сайте invest.mos.ru. 35 метров – это почти 17-этажный дом.

Никакого опроса жителей района об их согласии на строительство такого объекта, как водится, не проводилось. Правда, по закону их согласие, вроде бы, и не требуется, но все же. Ведь есть же у нас какое-никакое местное самоуправление? Имеем мы право самоуправиться и решить, нужна нам культовые объекты под боком или нет?

Информация затем была размещена на сайте mitino.ru, вызвав резкий рост его посещаемости и шквал возмущений. «400 комментариев насчет мечети в Митино, 1700 посетителей в сутки, движок сайта испытывает перегрузки», – отметил 10 сентября, спустя всего три дня после создания темы о мечети на районном сайте, в своем Twitter митинский муниципальный депутат Владимир Демидко, запись которого цитирует «Независимая газета».

Опрос пришлось проводить в Интернете. Он начался 10 сентября на интернет-ресурсе democrator.ru. За неделю проголосовало 388 человек, из которых 364 или 94% были «против», после чего обращение с выражением мнения жителей было отправлено в управу района.

Депутат местного муниципального собрания Медведко сообщил СМИ, что с учетом выраженного онлайн мнения его избирателей, еще одно обращение с требованием учесть их интерес пошло в мэрию Москвы. Митино тем временем покрывалось расклеенными листовками с информацией о мечети, продавцы в магазинах вчера напоминали покупателям о времени митинга, а люди, встречая знакомых, первым делом интересовались, пойдут ли те на обсуждение строительства мечети.

Сбор был назначено на 20:00, но достаточное количество людей пришло на площадку рядом с выделяемым участком уже в 19:30, тогда же митинг и начался. Никто не ожидал, что в спальном районе с населением порядка 180 тысяч человек, на митинг придет почти 2000. Это сопоставимо с той пропорцией, которая наблюдалась между манифестантами и жителями Москвы в разгар болотных и поклонных митингов. То есть, пришел каждый сотый и то лишь потому, что был вечер рабочего дня и многие не знали, а в выходной, несомненно, явилось бы много больше.

Толпа полностью затопила пустое пространство между домами и улицей. Тут были и пенсионеры, и целые семьи с детьми, и молодежь, стоявшая группками и снимавшая все происходившее на камеры мобильных телефонов. Ни сцены, ни динамиков, естественно, не было. Глава муниципального собрания Игорь Кононов стоял на небольшом возвышении и через мегафон пытался убедить жителей, что им волноваться не о чем, муниципальные депутаты сами разберутся с собравшейся ситуацией.

«Не верим! Сами себя избрали, проголосуете как захотите!» — кричали из толпы. От Кононова требовали немедленно подписать приказ об отмене строительства мечети и протягивали бумагу для этого. Затем выступать стали сами жители и процесс, по оценкам присутствовавших журналистов, стал напоминать Болотную районного масштаба. В момент наивысшего подъема все дружно скандировали «Нет – мечети!», «Против!» и «За святую Русь!». Старожилы вспоминали, что на этих местах некогда были огороды, на которых сажали картошку их бабушки и дедушки, и эта земля явно не для мечети.

Стихийное собрание охранял, кажется, весь расположенный рядом РОВД в полном составе, а в помощь ему еще прислали и омоновцев. Всего стражей порядка было около сотни, а на дороге было припарковано около десятка патрульных машин и полицейских микроавтобусов. Благодаря тому, что обе стороны вели себя подчеркнуто корректно, никаких стычек между протестующими и полицией не произошло.

«Строить огромный мусульманский центр, мечеть и минарет в спальном районе, жители которого даже не заикались о том, что это им нужно — это не очень правильно. У нас хватает других проблем, которые нужно решать», — писал перед собранием на сайте депутат Демидко. И он был прав. В районе, действительно, практически нет дворовых спортивных площадок, не хватает детских садов, родителям негде гулять с детьми.

Дополнительные аргументы противникам мечети в Митино добавляют появляющиеся в Интернете ролики. На одном толпа мусульман, идущая на праздничное богослужение в Соборной мечети на праздник Ураза-байрам 19 августа, прорывает кордоны ОМОНа с криками «Аллах акбар!». На другом – драка у той же мечети, произошедшая, по информации СМИ, после пятничной молитвы 14 сентября. Тогда около ста человек с камнями и арматурой напали на нескольких сотрудников ОМОНа, задержавших незаконно торговавших на проезжей части улицы людей. В итоге сотрудникам полиции пришлось спасаться бегством, а их автобус, как сообщают некоторые СМИ, был перевернут разбушевавшейся толпой.

На странице группы против строительства мечети в социальной сети «Вконтакте» говорится, что жители Митино опасаются, что исламский центр по религиозным праздникам привлечет тысячи верующих мусульман, а это отразится на транспортной и эпидемической обстановке в районе и создаст проблемы с безопасностью и правопорядком. «Я против категорически! И так спасу нет от этих приезжих, а тут еще фактически под моим окном это безобразие будет стоять.… Пускай строят за 101 км. Там места много, и пусть туда все валят. Они просто парализуют наш микрорайон, будет второе Люблино», — заявляет пользователь другого сайта — «Митино.ру». Со стороны наиболее радикально настроенных противников строительства звучат предложения последовать примеру испанцев: в 2010 году в Севилье после захоронения на стройплощадки трупа свиньи (считающегося в исламе, как известно, «нечистым» животным) мусульмане отказались продолжать строительство на оскверненной земле.

Самое же примечательное в этой истории состоит в том, что в Митино имеется лишь один небольшой деревянный православный храм, да и тот расположен так неудобно, что к нему ни пройти, ни проехать – в новом парке на окраине, где его совсем не видно за деревьями, вдали от метро. К тому же дорожка к нему идет в гору, что крайне неудобно для пожилых людей. Почему бы властям не озаботиться строительством церкви побольше и в центре района, как это сделано, например, в Марьино – рядом с метро и на перекрестке всех путей? Тем более что и социальный спрос на это имеется, а жители района, наверняка, не стали бы возражать.

Реакция властей пока такова: префект Северо-Западного административного округа Москвы Владимир Говердовский в ходе «прямой линии» с жителями, организованной «Московским комсомольцем», заявил, что «это будет небольшая мечеть, самая маленькая в городе». При этом префект уверен, что строительство мечети «никак не повлияет на криминогенную ситуацию в районе и ни к чему плохому не приведет». «Вы не беспокойтесь: такого массового скопления людей, как в центре, здесь не будет. Ведь мечеть будет небольшой», — как заклинание повторял префект. Удалось ли ему убедить этого конкретного жителя, неизвестно. Большинство же митинцев, думается, вряд ли поверит этим успокоительным речам. Тем более, что слова про «небольшую мечеть» звучат крайне двусмысленно на фоне известной на данной момент информации о том, что вмещать она якобы будет до 60 тысяч человек…

А вот реакция мусульманского духовенства оказалась достаточно жесткой. Мусульмане, заявил в эфире «Русской службы новостей» сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов, приехали в Москву надолго и никуда уезжать не собираются и с этим «нужно мириться и москвичам, и московским властям». Мусульман России, говорит Ашуров, возмущает тот факт, что столичные власти находят места для строительства православных храмов, однако мечети строить не дают.

Напомним также, что в августе этого года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявлял, что эта организация поставила перед московскими властями вопрос о необходимости строительства мечетей – «хотя бы по одной» в каждом округе. «В Пекине на 250 тысяч мусульман имеется более 70 мечетей, а в Москве на два миллиона имеется всего четыре мечети, — это уже говорит само за себя», — аргументировал он свои притязания.

Так что если мечеть в Митино все-таки появится, процесс приобретет необратимый характер…

кококо фильм