Кому на Украине поют анафему

В первое воскресенье Великого поста в православных храмах традиционно совершается Чин Торжества Православия. Напомним, что этот праздник исторически относится к событиям Константинопольского собора 843 года, на котором было восстановлено иконопочитание в Византийской империи. В XII веке был создан особый Чин Торжества Православия, который в XIV веке дополнили специальными догматами.

Во время богослужения, которое совершается на середине храма перед иконами Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются Постановления Семи Вселенских Соборов, поется «вечная память» святым угодникам Божиим, потрудившимся на благо святого Православия, и анафематствуются противники Церкви Христовой и Ее спасительной миссии. Обратим особое внимание на то, что анафема является не проклятием, а лишь удостоверением того, что человек своими действиями сам поставил себя вне пределов церковного сообщества.

В России Чин Торжества Православия был введен в XIV веке. Причем к XVIII веку в нем насчитывалось 20 анафематстсвований и 4 тысячи еретиков. В 1767 году Чин Торжества Православия был напечатан в типографии в отредактированном виде. В 1801 году Чин опять сократили, в нем перестали упоминать имена еретиков, а оставили только названия ересей, а из анафематствованных преступников — Григория Отрепьева и Ивана Мазепу. Впрочем, к концу века и их перестали упоминать. А к 1917 году Чин Торжества Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц. На Украине после исторического Харьковского Собора 1992 года в числе лиц, преданных анафеме упоминается бывший экзарх УПЦ, бывший Киевский митрополит и бывший монах Филарет, а ныне просто гражданин Михаил Антонович Денисенко, называющий себя «патриарх Филарет». Так почему же поют анафему бывшему митрополиту Киевскому и всея Украины? Самое время напомнить читателям о его «подвигах».

Некогда этот церковный иерарх и при этом многолетний агент КГБ по кличке «Антонов», имел практически не ограниченную власть. Он переставлял архиереев и обычных священников по епархиям и монастырям, как шахматные фигуры. Причем благополучие самих епархий и обителей бывшего экзарха не волновало, главным было — показать свою власть над вверенными ему людьми и использовать их в своих интересах. При этом Филарет, будучи монахом, имел жену и детей. Естественно, брак не был официальным, но Евгению Петровну знали все украинские архиереи, обязаны были ее почитать. Поговаривают, что она находилась в алтаре, когда ее сожитель совершал богослужения, что абсолютно не допустимо. Именно за эти нарушения церковных канонов и был лишен сана и расстрижен из монашества митрополит Филарет (Денисенко), а не за создание т.н. «украинской церкви», как любят говорить украинские националисты, его покровители во власти. К слову, в бытность киевским митрополитом, Филарет совсем не жаловал этнических украинцев, не уважал традиции народа, среди которого жил, мало того, относился к нему с презрением. Это политическая конъюнктура 90-х годов ХХ века, когда не выбрали его, Филарета, Московским Патриархом, толкнула бывшего экзарха в объятия националистов. Первый украинский президент Л.М. Кравчук именуется «отцом украинского раскола» по тому, что заявил: «Незалежной Украине — незалежну цэркву». А у Филарета и куколь Московских Патриархов уже давно готов был, вот он его и нахлобучил, придумав для себя фантастический титул: «патриарх всея Руси-Украины». За это и последовала уже анафема. Характерно, что самого расколоучителя церковное отлучение не особо беспокоит, он даже сделал из него некий политический фетиш. В начале 90-х каноническая Украинская Церковь оказалась на грани официального закрытия. Почуяв выгоду от приближенности к власти, к Филарету потянулись церковные конъюнктурщики, жаждавшие постов и соответственных материальных выгод, а также церковные преступники, изгнанные, как и сам Филарет, из лона канонической Церкви за воровство, пьянство, наркоманию, разврат и т.п. Поэтому и возникло наименование адептов этого течения: «раскольники — филаретовцы» или просто «филаретовцы», по псевдониму их руководителя.

Но пика своего расцвета, так называемого апофигея, т.н. УПЦ КП достигла во время правления Ющенко, она стала практически «государственной церковью». В те годы на Украине любили говорить о «трех ветвях украинского православия». То, что такое утверждение не канонично, политиков от религии не очень беспокоило. Гораздо важнее было построение т.н. «поместной церкви», возглавлять которую собирался то ли старший брат тогдашнего президента Петр Ющенко, то ли униатский кардинал Гузар. Причем последнее — более вероятно.

Пусть не удивляется читатель такому политическому повороту — глава т.н. «украинской поместной церкви» униатский кардинал. Ведь слово «православная» в данном названии уже отсутствует. Поэтому автор считает своим долгом рассказать немного и об украинских униатах, которых анафеме никто не предавал, т.к. они подчиняются папе римскому. К слову, это никак не волнует местных «патриотов», в отличие от юрисдикции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, пользующейся режимом широкой автономии, несравнимой по свободе с римским протекторатом. Ведь без униатов рассказ о противниках Православной Церкви на Украине не полон.

Как известно, в 1946 году украинская греко-католическая церковь официально была закрыта советской властью. Но на западе ее священники и прихожане нашли приют в православных храмах. И в 90-е годы, с выходом униатов из «подполья», какова же была их благодарность православным братьям, спасшим их от уничтожения? Террор в прямом смысле этого слова — силовые захваты православных храмов с избиением священников и прихожан, полный разгром трех епархий: Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской. Православные храмы до сих пор действуют там как катакомбные церкви времен первых гонений на христиан. Как и любая группа людей, отвоевывающая себе жизненное пространство, униаты очень активны. Словосочетание ползучая экспансия — это мягкая характеристика их поведения. Перенос резиденции униатского кардинала из Львова в Киев, строительство своей «лавры» на противоположном берегу Днепра, наконец, идея-фикс их тогдашнего предводителя кардинала Любомира Гузара: украинское «патриаршество». Демонстративная антимосковская, антиправославная тенденция налицо. Причем «мания патриаршества» была настолько сильна у Гузара, что он был готов ради ее удовлетворения выйти из подчинения Ватикану. Но папа римский — тоже неплохой политик, которому совсем не нужно еще дольше обострять отношения с Москвой. И Гузар утихомирился. Со временем на его место пришел новый, молодой архиепископ, уроженец Востока Украины, который не только продолжает политику экспансии униатов в те регионы, где исторически никогда не было и нет представителей этой конфессии, но и не отказывается от идеи «украинского патриаршества». А ведь как это было удобно при президенте Ющенко: незалэжная «поместная церковь» и униатский патриарх во главе нее! И почти достижимо, если учесть что нынешняя супруга Ющенко — униатка.

Также в день Торжества Православия необходимо рассказать и о такой околоцерковной структуре, как т.н. «украинская автокефальная православная церковь». Причем ее адепты обижаются, когда их называют раскольниками, да и в самом деле, их правильнее именовать самосвятами, т.к. начало свое эта организация берет от тех самых обновленцев, сформированных НКВД для уничтожения Русской Православной Церкви. На Украине они утратили даже подобие церковной иерархии, назначали священников и архиереев сами, потому и называются самосвяты. После Великой Отечественной войны вместе с войсками Вермахта остатки т.н. «автокефалов» покинули Украину и обосновались в США и Канаде среди местной диаспоры. После обретения независимости, вместе с бандеровцами и другими националистами на историческую родину вернулись и т.н. «автокефалы». Здесь их ряды стали пополняться все теми же священниками- преступниками, изгнанными из канонической Церкви, а так же «филаретовцами», которые время от времени считали пребывание в «автокефальной» псевдо-церкви более перспективным. Ведь с анафематствованным расстригой Филаретом не хочет иметь дела ни одна из церквей мира, а вот с «автокефалами», не имеющими такой скандальной репутации, заигрывал во времена Ющенко Константинопольский Патриархат, прибравший к рукам украинские общины в США и Канаде, и стремившийся расширить свое мизерное ныне влияние за счет Украины. Но эти политические игры потерпели полное фиаско после исторического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Константинопольского Патриарха Варфоломея в Киев на торжества в честь 1200-летия Крещения Руси. Правда, сохранение Украины в лоне Русской Матери-Церкви, без преувеличения, стоило Его Святейшеству жизни.

Ныне украинские самосвяты, как и филаретовцы не вызывают ни у кого никакого политического интереса, и потому медленно гибнут. Как и все подобные религиозные спекуляции, с уходом из власти своего покровителя, эти структуры начали разваливаться и приходить в упадок. Сегодня только лже-патриарх Филарет Денисенко пытается орать на весь мир о стремлении властей уничтожить его «церковь». Т.н. «автокефалам» остается только подпевать ему. Ну, и все втроем, вместе с униатами, они дружно «обижаются» на президента Януковича за невнимание к себе.

Без сомнения, если бы Украине было попущено создание т.н. «поместной церкви», она стала бы униатской и поглотила бы те церковные отбросы, которые зовутся «киевским патриархатом» и «автокефальной церковью». Ведь Ющенко серьезно приступил к созданию «своей нации» на базе нынешнего украинства, со всеми последствиями, как политическими, так и религиозными. Но «новый украинский Моисей», кем считал себя В.А. Ющенко, на деле оказался обычной бездарностью, мечтателем и фантазером.

Украина, по милости Божией, сохранила свою православную душу, но черви, разъедающие ее, никуда не делись. Рана раскола не уврачевана, она все еще болит и кровоточит.

Для России данное повествование интересно не только с познавательной точки зрения. Ведь все вышеперечисленные псевдо-церковные организации, которым не дано было погубить Украинское Православие в 90-е годы, особенно активизировались после т.н. «майдана» 2004 года. «Филаретовцы», «автокефалисты» и униаты выступали с киевских «оранжевых» трибун наряду с Ющенко, Тимошенко и т.н. «комиссарами майдана». В результате Украина столкнулась с прямой угрозой утраты своей православной идентичности, а народ только по милости Божией не лишился своей православной души.

Те, кто собирается на митинги против т.н. «фальсификации выборов» президента Российской Федерации, кто грезит «романтикой революции», пусть подумают об этом.