Неверующие и религиозные ритуалы

Эта тема часто поднимается верующими — что мол, неверующие не переносят церковных обрядов, испытывают от них приступы злобы, агрессии, ругани, «богохульств» и т.п.

Религиозные объяснения того понятны, там фигурирует некто с рогами и копытами, не выносящий, в особенности, святую воду и в ярости раскрывающий подлинную свою суть, но ведь и сами неверующие редко объясняют (а не эмоции изливают) свои чувства именно к обрядово-культовой стороне религии.

А в общем, это не такая уж тривиальная тема: немало (если не подавляющее большинство) верующих полагают, что можно ведь и не верить ни во что, но к обрядам относиться спокойно-снисходительно: почитают верующие что-то — и ладно.

Ну что такого плохого будет для неверующих, если рядом с их домом построят церковь, если в школу придёт священник на Первый звонок, если на уроке с детьми поговорят о Боге, на работе освятят помещения и вывесят иконы, если по телевизору покажут освящение ракеты на космодроме, нового корабля или музея, если покажут Президента рядом с Патриархом.

Если исключить людей, имеющих личные счёты с религией (доверились, воцерковились и были, скажем так, «религиозно изнасилованы») и у которых обряды и ритуалы вызывают нехорошие личные воспоминания, то обобщённая картина чувств неверующих к культу, по-моему, выглядит так.

1) Есть разница между ритуалами светскими (память павших воинов, к примеру), которые не содержат в себе никакого дополнительного смысла, кроме памятного символа (в настоящее время, хотя когда-то это был культ предков), и ритуалами религиозными, подразумевающими «организованное поклонение высшим силам».
Далеко не всем людям нравится процедура поклонения кому-либо или чему-либо.

Поклонение и символы такового (поклоны поясные, земные, ползание на коленях, целование рук священнослужителям, самоуничижение себя в молитвах, соответствующая риторика — «рабы», «овцы», «стадо», «яко свиния лежит в калу, так и аз» и пр.) может вызывать ассоциации с рабством, садомазохизмом и вообще психическим нездоровьем.

Присутствовать при таких ритуалах и даже наблюдать их со стороны (например, по телевидению), не всем неверующим приятно — иногда это вызывает ощущение стыда за людей, так с собой поступающих, иногда жалость, как к душевнобольным, иногда просто брезгливость, как при контакте с гнойником.

В то же время, для определённой части неверующих созерцание подобных ритуалов может доставлять и определённое злорадное удовольствие — «так мол, им… убогим и надо». «Чисто поржать».

2) Для части неверующих религиозные ритуалы (как и воззрения) могут быть просто чуждыми, чужими. Это, конечно, противоречит официальной идеологии (запечатлённой и в законе) о том, что православие, скажем, играет «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», но тем не менее, оно вполне может восприниматься как некий аналог верований африканских аборигенов, преподаваемый колдунами в золотых одеждах, размахивающими какими-то палками, бормочущими заклинания, завывающими песнопения. Что само по себе, возможно, было бы и «прикольно», но важность, пафосность, снобизм, с которым колдовство преподносится, самомнение, спесь неофитов, убеждённых в том, что им открылись какие-то святыни, о которых они стремятся всем поведать и приязнь которым непременно всем продемонстрировать и наставить на путь истинный, может вызывать реакцию далеко не энтузиастическую. А скорее, недоумение, насмешки и у некоторых агрессию.

3) Наконец, навязчивость православного культа как таковая может вызывать отталкивающую реакцию, даже если сами ритуалы не противны (а если противны — то тем более). Несмотря на то, что присутствие храмов и священников, совершения обрядов-ритуалов на территории госучреждений, трансляции богослужений на госканалах, постоянного показного выражения приязни руководителей государства религиозным (не только православным) иерархам букве нынешних законов не противоречит, но считать, что это вызовет позитивные чувства у неверующих, сложно.

Поскольку, как про соблюдение буквы их не убеждай, они всё же чувствуют, что пусть не буква, но дух «ФЗ о свободе совести» нарушается: имеет место именно «принуждение», вовлечение в «религиозные обряды и церемонии» (ч.5 ст. 3), «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления… сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями», а «должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие… используют свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии» (ч.4 ст.4).

Не все неверующие (как впрочем, и верующие) могут более или менее осмысленно выразить свою позицию по отношению к культу, но думаю, в основном причины того негатива, который они проявляют, в вышеперечисленном состоят.
Я далёк от мысли, что эти соображения кого-то убедят — почти наверняка православный культ будет навязываться всем до тех пор, пока не пойдёт жесткая обратная реакция, которая может быть связана лишь со сменой власти, но, возможно, понимания происходящего прибавят.