Москва – город контрастов

Давным-давно был такой штамп в международной журналистике: «Нью-Йорк – город контрастов», «Дели – город контрастов» и т. д. Теперь городом контрастов стала Москва. Оказывается, 10,7% жителей российской столицы живут за чертой бедности. Такое заявление сделал вчера руководитель столичного Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, передает РИА «Новости».

Выходит, что каждый девятый москвич влачит существование без денег или же с минимальным их количеством, вопреки расхожему мнению, что все москвичи – зажиточные люди и они там совсем «зажрались» в «ихней» Москве.

Некоторым утешением может послужить только то, что еще несколько лет назад, по данным того же источника, за чертой бедности пребывали 23 процента жителей столицы, а теперь их количество сократилось более чем вдвое.

Но 10,7% — это сколько? Согласно данным московского правительства, постоянная численность населения города в начале 2010 года составляла 10,563 миллиона человек. Таким образом, за чертой бедности числятся более 1,1 миллиона человек.

Один миллион сто тысяч бедняков (давайте уж называть вещи своими именами) – это внушительная цифра. Если их собрать вместе, пожалуй, и взглядом за один раз не окинешь, нужно будет подниматься на порядочную высоту.

Интересно, такое количество неимущих граждан не пугает тех, которые что-то имеют? А тем паче тех, которые имеют много? Вполне себе получается город контрастов, причем контрастов нехороших.

Владимир Петросян добавил, что сейчас в Москве проживает около ста тысяч человек с нулевыми доходами, которых можно назвать социальными иждивенцами. По его словам, с 1 января всем этим людям придется «подтвердить уважительную причину» нулевого дохода.

То есть бедные должны будут объяснить, почему они бедны. Но тогда уж и богатых давайте спросим, почему они богаты. Чтобы было, так сказать, равновесие.

Также любопытно, что станет с теми бедняками, которые не смогут дать уважительного объяснения собственной бедности (отсутствию у них денег). Их направят в работные дома, где заставят трудиться, пошивая, например, рабочие рукавицы, чтобы они не были обузой обществу? Так ведь и домов таких пока нет. А может, дадут микрокредиты на открытие собственного малого бизнеса? Тоже как-то не верится.

Впрочем, одна догадка в голову приходит. Что-то больно уж часто в либеральных экономических СМИ стали затевать дискуссии, кого считать бедным. Можно ли отнести к таковым, например, пенсионера, испытывающего нужду, но располагающего квартирой в центре Москвы? Ведь у него же есть солидная собственность, которой он, дескать, не умеет распорядиться. И, как обычно, приводят пример «цивилизованных стран», где таковые граждане якобы к числу бедных никак не относятся.

Что достигается такими разговорами? Во-первых, уменьшается количество бедных. Во-вторых, настойчиво проводится мысль, что если вы и бедны, то только от собственной глупости. А в-третьих, не исключено, готовится почва для того, чтобы можно было такого бедняка пристыдить, побудив к продаже квартиры в одном месте и покупке халупы – в другом.