Православным необходимы курсы по выключению мобильников

Конец первой (одной из самых строгих) недели Великого поста ознаменовался громогласными спорами, выплеснувшими в социальные сети православное негодование на… телефонные «заглушки».

Дело в том, что в повестку дня заседания Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), назначенного на 16 марта, внесен законопроект «Об использовании полос радиочастот для блокираторов сигнала подвижной связи». В случае его утверждения вполне возможно, что через некоторое время в театрах, учебных заведениях и храмах будут установлены специальные устройства, блокирующие разговоры по мобильным телефонам. Включаться блокираторы будут лишь в необходимый отрезок времени, то есть на время концерта, спектакля, экзамена, богослужения.

Работники сферы искусства еще только изучали законопроект, но постящаяся православная общественность не дремала и мгновенно отреагировала на «попрание их прав». Самыми активными противниками «глушилок» оказались те, кто утверждал, что включенный телефон нужен священнику: ему «постоянно» звонят с просьбами помолиться то о попавших в аварию, то об умерших. А также начальники средней руки, многодетные матери и защитники прав тяжелобольных и их родственников. Первые говорили, что в алтарь постоянно приходят просьбы срочно помолиться о попавших в аварию и другие не менее важные сообщения. Вторые уверяли, что им требуется держать руку на пульсе своего отдела даже во время богослужения, остальные боялись, что дети останутся без присмотра и переживали, что в течение полутора-двух часов службы лежачий больной окажется без необходимой поддержки. Или, не дай Бог, не успеет попрощаться с родственниками.

С одной стороны нельзя не признать, что определенная доля истины в этих аргументах есть. Особенно, в тех случаях, когда речь идет о жизни и смерти, либо о первостепенных для священника делах. С другой, обсуждение законопроекта сразу обрело ту форму борьбы за права, о которой много лет назад пошутил Геннадий Хазанов: «Товарищи! В зоопарке тигру мяса не докладывают! Пока не поздно – спасайте хищника!». И толпа ринулась спасать (замечу, что законопроект еще находится в стадии рассмотрения) тигра и его мясо. Аргументы, что не вовремя раздавшийся звонок может мешать молящимся, был отметен железными доводами: «А меня не раздражают, так что и я буду звонить» или «потерпят, если мне надо», но «насильно» выключать – запрещаю.

Разговор с многодетной матерью закончился на вопросе – неужели по ее мнению 10 лет назад, когда мобильников еще не было, родители не волновались о своих детях? На что православная мама ответила, что ее не интересует, как было раньше: тогда у нее еще не было столько детей и они не были школьниками. Как немеющая опыта из дискуссии мгновенно была выключен женщина, чей ребенок был «слишком большим» и та, у которой грудной: «Вы ходите с ребенком, вам эту проблему не понять «. С начальниками-бизнесменами тоже оказалось непросто спорить, поскольку, выяснилось, что огромное количество решений им приходится принимать именно во время воскресной литургии (то есть примерно в 9-11 утра), поэтому они отказываются выключать свои гаджеты. Отключать не будем, если уж совсем невмоготу смиряться, воспитывайте нас – таков был их единогласный итог.

Защитников «звонка» оставляли равнодушными рассказы о том, что на некоторых мероприятиях телефоны просто отбирают, и никто не возмущается. А когда театралы, киноманы и любители классической музыки высказались за то, чтобы телефоны глушились, им ответили, что на концерты и в театры ходят совсем другие люди. Оставался последний довод – отпуск. Ведь многие православные в каникулы совершать далекие паломничества, либо отдыхать в теплых странах, ради чего приходится совершать многочасовые перелеты, оставаясь недоступными по мобильной связи. Аргумент «это совсем другое дело» оказался настолько весомым, что против него было трудно что-либо возразить.

Чтобы убедиться, что телефоны необходимо оставлять включенными, потребовалось проведение эксперимента. Для чего всего-то и надо было отправиться на службу, тем более во время Великого поста их великое множество и каждая – первостепенной важности. Через 5 минут после начала службы в тишине и полумраке, заглушая голос священника, читавшего Канон Андрей Критского, зазвенел первый телефон. Дама почтенного возраста и не подумав сойти с места возле настоятеля, открыла «ридикюль», где укрылись молитвослов, псалтирь, Евангелие, внушительный пакет с лекарствами, баночка меда, полбуханки монастырского бездрожжевого хлеба… Прошло несколько минут, прежде, чем она обнаружила мобильник, посмотрела – кто звонит и – сбросила вызов. Очень важным этот звонок не был.

Начались «часы» — следующая часть службы, и пока алтарник читал положенные молитвы, хор стайкой расселся передохнуть. Привычным жестом некоторые певчие достали из карманов мобильники. Кто-то, бегло посмотрев, убрал обратно, другие застрочили смс-ки. Меня трудно назвать физиономистом-экспертом, но судя по лицам, разговор явно не касался тяжких болезней или детских проблем. Тем временем из боковой двери алтаря засветился характерный неоновый огонек: видимо у священника те самые срочные переговоры? Мгновение спустя стало понятно, что это алтарник… фотографирует клирос. Через минуту к нему подошел второй и тоже включил фотокамеру. После службы они рассказали, что в алтарь зашел регент хора и попросил снять девушку, которая «очень одухотворенно пела».

За последующие службы была выявлены мальчик, тайком от мамы болтающий по телефону с другом, еще одна дама, сбросившая пару вызовов, тетенька, обсуждавшая поставку календариков, мужчина, договаривавшийся с другом о встрече, девушка, кокетничающая с женихом. Все эти люди забывали (или не считали необходимым) выключать телефоны, и ни один из звонков не был аварийным. Тем, от которого судьба человека или хотя бы бизнес-проекта. Единственный раз телефон использовался относительно уместно, когда женщина не знала, как ей доехать по нужному адресу и включила интернет, чтобы посмотреть дорогу.

Конечно, это не всегда были звонкие и задорные мелодии, порой телефоны работали очень тихо, но они все равно отвлекали молящихся – все принимались ввертеть головами по сторонам, чтобы выявить источник шума, потом прислушивались к разговору. Еще несколько человек поставили телефоны на вибровызов, но оставили их в сумках возле книжной лавки, а сами прошли вперед, чтобы им ничего не мешало сосредоточиться на молитве. Зато умиротворенное состояние тех, кто стоял возле сумок, несколько раз прерывалась препротивным дребезжанием. «Его же не слышно», недоумевала одна дама. На просьбу выключить «шумовые эффекты» полностью, она призналась, что не умеет этого делать, «у нас многие не умеют».

Конечно, правил не бывает без исключений, и кое-кто из отправившихся на службу, действительно волнуется за больного отца, старую бабушку или переживает за маленького ребенка, оставшегося без присмотра. Есть и такие приходы, где священники активно занимаются социальным служением, и их прямая обязанность отвечать на каждый вызов. Но, во-первых, никто не говорит о том, что установка подобных устройств будет обязательно повсеместной, не исключено, у что настоятеля останется право выбора.

А, во-вторых, и в самых главных, стоит сказать о тех самых священниках, за права которых и билась православная общественность. Оказывается, многие из них не берут телефоны в алтарь. Вообще не берут. Чтобы ничто не отвлекало их от главного, ради чего и приходят в дом Бога.