Итоги выборов: Европа переходит в левый лагерь

Последние местные выборы в Германии и во Франции ясно показали – вектор избирательских симпатий ощутимо смещается влево. Об этом же говорят и многочисленные акции протеста по всей Европе – от Лондона и до Афин.

Начнем наш обзор с Германии, как самой крупной страны старого континента. В минувшие выходные там состоялись выборы в парламенты двух федеральных земель – Баден-Вюртемберга и Рейнланд-Пфальца. Эти земли, особенно первая, играют важную роль в экономике Германии. Выборы в них важны и с точки зрения диагностики электоральных предпочтений немцев, и с точки зрения создания партиями своих плацдармов перед следующими выборами в Бундестаг, которые хотя и пройдут не скоро, но будут определяться тем, насколько успешно оппозиция укрепит свои позиции в регионах. Если по результатам земельных выборов до конца этого года большинство в верхней палате немецкого парламента – Бундесрате – получат противники нынешней правящей коалиции (а они могут получить свыше двух третей мест), то тогда можно будет говорить о перспективе досрочных выборов.

Как известно, сегодня в Германии правит правоцентристская коалиция из ХДС-ХСС и СвДП. Лидер первого блока Ангела Меркель – бундесканцлер, лидер свободных демократов Гвидо Вестервелле – министр иностранных дел. Перед выборами по коалиции было нанесено сразу несколько тяжелых ударов, каждый из которых не был напрямую связан с электоральным процессом, но которые привели к разгромному для нее результату. Во-первых, это решение правительства ХДС в Баден-Вюртемберге о сносе старого вокзала и строительстве нового в столице федеральной земли – Штутгарте. Против этого решения выступили в первую очередь местные зеленные, по разного рода соображениям их поддержала значительная часть общественности. Попытки властей разогнать одну из акций противников дорогостоящего строительства привели к травмам протестующих, и противостояние перешло уже на федеральный уровень, поскольку немецкое правительство поддерживало планы реконструкции в Штутгарте. Этот скандал стоил очков христианским демократам, в первую очередь, в Баден-Вюртемберге. Они вели себя так настойчиво, поскольку находились там у власти уже пятьдесят восемь лет – с 1953 года, и были уверены, что эта земля является их надежным бастионом.

Вторым ударом стал скандал с очень популярным и молодым министром обороны Германии Карлом-Теодором цу Гуттенбергом, представителем Христианско-социального союза (ХСС), баварского партнера ХДС, который считался восходящей звездой немецкой политики, очевидным преемником Ангелы Меркель. Его обвинили в том, что его диссертация является плагиатом. В начале марта ему пришлось отказаться от научной степени и уйти в отставку.

Третьим, и самым тяжелым потрясением для Меркель стало японское землетрясение, точнее, последовавшая за ним авария на атомной станции в Фукусиме. Германию последние десятилетия раздирают споры между сторонниками и противниками ядерной энергетики. Канцлер Меркель выступала за продление срока действия имеющихся АЭС, и против решения об их постепенном закрытии, приятого предыдущим правительством Герхарда Шредера. Но катастрофа в Японии в одночасье заставила кабинет поменять свою позицию. Еще осенью 2010 года, вопреки недовольству общественности, правительство Меркель продлило срок использования семнадцати действующих АЭС. Однако после аварии в Японии федеральный канцлер объявила о введении моратория на продление сроков эксплуатации АЭС и приняла решение приостановить работу семи самых старых станций.

Такая внезапная смена политики не понравилась избирателям. Они начали подозревать, что Меркель поступает конъюнктурно, дабы выглядеть лучше перед местными выборами. Их опасения подтвердились, когда в СМИ попали не предназначенные для широкой публики высказывания министра экономики Райнера Брюдерле (представителя свободных демократов). Он сказал, что мораторий на АЭС – это лишь «предвыборная история», а после все будет как прежде.

В земле Баден-Вюртемберг почти половина электроэнергии вырабатывается АЭС, что давно беспокоит ее жителей, чью обеспокоенность и используют местные зеленые.

Кроме того, последней каплей, переполнившей чашу терпения немцев, стало внезапное решение правительства не поддерживать действия коалиции в Ливии. Даже те же зеленые выступили с протестом против такого решения, как идущего в разрез с принципами гуманитарной политики.

Результаты выборов, особенно в Баден-Вюртемберге – одной и самых населенных и экономически развитых земель, оказались убийственными для блока ХДС-СвДП. В результате голосования ХДС получил 39 % голосов, Свободная демократическая партия – 5,3 %. Зеленые же набрали 24,2 %, а Социал-демократическая партия Германии – 23,1 %. В результате следующим премьером в Баден-Вюртемберге станет, видимо, Винфрид Кречман, бывший маоист, а ныне католик, давний лидер местных зеленых.

В Рейнланд-Пфальце ХДС набрал 35,2 % голосов, а его партнер по коалиции СвДП – только 4,2 %, и свободные демократы не попадают в земельный парламент. У зеленых и СДПГ, соответственно, 15,4 % и 35,7 % голосов, и в этой земле у власти остается красно-зеленое правительство.

Столь же неутешительны итоги местных выборов и для французского президента Саркози. Второй тур, закончившийся в те же выходные, принес убедительную победу левым. У социалистов под руководством Мартин Обри – 35 %, у правых – 20 %, а у Национального фронта (ультраправые) – 12 %. С учетом голосов союзников – иных левых партий, Соцпартия получает почти 50 % голосов избирателей. По всем соцопросам Саркози проигрывает Обри на следующих президентских выборах, которые должны состояться в следующем году. Более того, он даже может не попасть во второй тур, пропустив вперед лидера Национального фронта – дочь Ле Пена. Не случайно Саркози также попытался извлечь политические дивиденды из ливийского кризиса, только в отличие от Меркель решил выступить в роли ястреба, главной атакующей силы. Но, как видим, ни боевой настрой, ни тихий пацифизм не помогли ни одному, ни второй.

Пока немцы и французы голосовали, по улицам Лондона прошла массовая демонстрация против сокращения зарплат, пенсий и социальных выплат. В ней приняло участие до 250 тысяч человек. Столица Британии уже много лет не видела ничего подобного. За все послевоенное время это была самая крупная демонстрация профсоюзов. К участникам манифестации обратился лидер оппозиционных лейбористов Эд Милибэнд, который подверг резкой критике политику правящих тори.

В Лиссабоне парламент отверг планы премьера Жозе Сократеша по урезанию социальных статей бюджета и отправил правительство в отставку. Новые массовые акции против жесткого курса состоялись в Афинах. В Брюсселе посланцы профсоюзов со всей Европы осаждали здание, где собрались на совещание лидеры ЕС для обсуждения плана поддержки единой валюты. План предполагает сокращение индексации зарплат, повышение пенсионного возраста, сокращение пособий по безработице.

Таким образом, те аналитики, которые еще вчера удивлялись тому, что в кризис к власти не приходят социалисты, и что избиратели голосуют за правых политиков, сегодня уже ломают голову – к чему приведет левый поворот в Европе? В том, что он налицо, уже никто не сомневается.