Махинациями с открепительными займется Генпрокуратура

В Московской области 4 марта открылось 3386 участков. На многих из них явка уже к 12.00 превышала показатели предыдущих выборов президента и недавних — в Госдуму.

«ВЫБИРАТЬ НЕ ИЗ КОГО…»

Сегодняшние президентские выборы интересны прежде всего не тем, кого выберем (результат в принципе известен), а насколько честно выберем. Чтобы понять и увидеть степень честности, корреспондент «МК» стал членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ.

В 7.30 я уже на участке № 1865 Одинцовского района Московской области. Знакомиться с комиссией нет необходимости, так как сделал это днем раньше. Также накануне разговаривал с членами других участковых избирательных комиссий. Они единодушны в нежелании участвовать в фальсификациях. Веб-камеры, прозрачные урны. Попасть под «статью» никто не хочет. Кстати, следует развеять миф об учителях-фальсификаторах. В моей комиссии ни одного педагога. Члены комиссии — сотрудники местной «Теплосети».

Наблюдателей на участках 5–6 человек. Есть с ними проблемы. Особенно с молодыми. Понтов много — знаний мало. Пытались писать жалобы на несуществующие нарушения. Где-то что-то слышали, но нормативные документы не читали. Молодые наблюдатели посчитали нарушением закона наличие у членов комиссии ручек. Зам. председателя комиссии участка № 1845 вынуждена была проводить с ними правовой ликбез, объясняя, что ручек, карандашей, корректоров не должно быть у членов комиссии только после окончания выборов. Желание писать жалобы пропало. На этот участок, который располагается в здании Одинцовского гуманитарного института, традиционно голосовать приезжает губернатор Московской области Борис Громов. Не изменил он своей традиции и на этот раз.

Журналисты спросили губернатора: «Что вы ждете от выборов?»

— Я надеюсь, что мой кандидат в президенты, за которого сейчас проголосовал, выполнит свои обещания и прекратит в стране бардак, — таков был ответ губернатора.

Губернатор уехал, а выборы продолжаются. На дому в среднем голосуют 7–9 человек, по открепительным удостоверениям — 30–35, еще плюс 10–15 человек получили справки об отсутствии открепительных удостоверений. Я не получил ни открепительного талона, ни справки. А воспользовался законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие на референдумах граждан РФ», статья 17, п.4 (факт временного пребывания на данной территории). Написал заявление, председатель комиссии сообщил мои данные в ТИК Одинцовского района. Такая форма голосования дает возможность для фальсификаций, так как один человек может проголосовать не единожды. Решил проверить. Проехал на другой избирательный участок. Написал заявление — и был с позором выгнан после звонка члена участковой комиссии в ТИК. Таким образом, многократное голосование возможно только в сговоре с УИКом.

Власти, конечно, нервничают. Своего волнения не скрывают. Нужна победа только в первом туре, поэтому идут на ухищрения, используя возможности и «дырки» закона. Так, в Горках-10 только на одном избирательном участке «на дому» проголосует порядка 350 человек. В избирательный участок включены два дома отдыха. Сейчас там отдыхают в основном пенсионеры. Им якобы тяжело добираться до места голосования. Не придерешься — все по букве закона.

На моем участке проголосовали на дому восемь человек. Как член комиссии, следил за ходом голосования на дому. Дома голосовали не только пожилые люди, но и молодежь. Молодая супружеская пара не смогла прийти на участок по болезни. Любопытен расклад голосов. Три человека за Зюганова и пять за Путина.

Евгений Николаевич, 90 лет:

— Я за Путина, потому что он пенсии повысил и вообще очень умный.

Дарья Васильевна, 79 лет:

— Я за Зюганова, так как мечтаю, чтобы вернулись советские времена.

Молодая пара:

— Не из кого выбирать, поэтому голосуем за Путина.

В целом народ голосует активно. К 12 часам проголосовало в районе порядка 14% избирателей. И казалось, что голосование проходит гладко и пушисто, однако уже к трем часам дня пришла информация от лидера местных коммунистов Александра Голбина, который сообщил, что в населенных пунктах Горки-10 и Гарь-Покровское по открепительным талонам проголосовали 1000 человек, не проживающих в Подмосковье, которых на автобусах завезли на участки вахтовым методом, — накануне этих выборщиков заселили, по его словам, в пансионат «Лесные дали» Управделами Президента. На участке № 1865 60 человек пожаловались на то, что уже в течение нескольких лет они не находят себя в списке избирателей. При этом им предлагают каждый раз голосовать по дополнительному списку, многие обижаются и не голосуют вовсе. И эта цифра не окончательная — выборы в самом разгаре.

Кстати, ситуация с открепительными талонами в Подмосковье вызвала такую бурную реакцию, что Мособлизбирком вынужден был давать официальные объяснения по этому поводу Московской областной прокуратуре.

Глава Мособлизбиркома Ирек Вильданов объяснил нехватку тем, что на сей раз открепительных для Подмосковья было отпечатано на 45 тысяч меньше, и заявил, что все причины инцидента будет расследовать Генпрокуратура РФ. Напомним, что открепительные талоны в Московской области в некоторых районах закончились еще в среду.

«ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВТОРОГО ТУРА И ВОЙНЫ»

Маленькие Речицы вчера тоже, как и города-миллионники, выбрали себе президента. «МК» ожидал увидеть аполитичную глубинку «за стабильность», а застал семейный праздник «за демократию».

Татьяна Алексеевна (58 лет), например, даже поедет на Пушкинскую площадь отстаивать права своего кандидата — не Путина.

Темным утром Речицы похожи на зарисовку из Гоголя. Избушки, белая дорога, высокое черное небо и унылый свист ветра. Путь к УИК в этой темноте нам указала одинокая старушка. Мы тут же спросили о самом главном.

— За Путина, конечно. Он один понимает, где, чего в нашей стране лежит, денежек нам немножко прибавил. Остальных мы не знаем.

В УИК № 2487 оказалось неплохо: две видеокамеры, прозрачные урны и переносные ящики. Наблюдателей привечают пирожками и чаем. В 8 утра первые десять избирателей заполняют максимум по три «бюллетеня»: за президента и за депутатов в Совет Раменского района. Кроме нас куча наблюдателей от «Единой России» (?!) и двое от ЛДПР.

Тотальная ответственность свободных веселых граждан — вот на что были похожи эти выборы. Люди приходили семьями, здоровались с членами комиссии как с родными, подсаживали детей, чтобы те опускали бюллетени в урну. Поздравляли друг друга как с праздником. Иногда весело грозили кому-то кулаком.

В 12.00 члены комиссии пошли перекусить на кухню. Объяснили корреспонденту «МК», что явка в поселке всегда высокая — 4 декабря была 60% (победила «Единая Россия»). Но в этот раз будет намного больше. После обсуждения огурчиков и помидорчиков подняли бокалы с красным вином: «Ну, чтобы всё было хорошо, чтобы никакого второго тура, не дай бог». — «Да, чтобы никакого второго тура, и главное, чтобы войны не было» — «Это главное», — кивают остальные и убежденно пьют.

А после обеда на лестнице можно ловить «отдавших долг» и спрашивать, кому отдали.

Геннадий, охранник, около 50 лет:

— Я за Вольфовича. Почему? Да не знаю, просто это мое личное мнение.

Анатолий, около 50, сотрудник МЧС:

— Я тоже за Вольфовича. Против Путина, конечно, ничего не имею, он Россию поднял за шесть лет или сколько там. Но к Кавказу сильно лоялен. Вот выберут, и опять взрывы начнутся.

Светлана с ребенком, 25–30 лет:

— За Путина: за стабильность и уверенность. Чем он мне нравится? Ну-у… (Пауза.) Что именно хорошего сделал? (Долгая пауза.) После Ельцина пенсии поднял.

Татьяна Алексеевна, 58 лет:

— За Прохорова. И муж мой за Прохорова. А потому что умный, молодой и перспективный. И если Путин кинет его опять, как с «Правым делом», так я на митинг за него пойду. А 5 марта обязательно на Пушкинскую поеду.