Виктор Баранец: жестокий урок толерантности

США своими действиями не первой год провоцирует Восток к драке. В этот раз они перешли все границы, и получили трагедию в Ливии.

Но то, что случилось с американским послом и некоторыми другими представителями дипмиссии американской, конечно нельзя рассматривать как американскую позицию в целом. В США, как и в России, как и во многих других странах достаточно много дураков типа пуси, которые могут вот таким небрежным образом играть спичками на пороховой бочке. Ясно, что не Обама давал указание не изготовление этого фильма, ясно, что не конгресс принимал решение. Это такое вот животное проявление, я не побоюсь сказать, ненависти к исламизму, которое проявилось в этом фильме.

Я сегодня ехал на работу и слушал одного известного диктора, который говорит: «Я не понимаю, а почему собственно, мусульманский мир восстал?» Вопрос есть, да. Но мне бы хотелось ответить ему так, что, хорошо бы, чтобы по телевидению показали бы портрет вашей мамы и написали что, она, извините, проститутка. Поскольку какой является ислам религией, она, безусловно, как и любая другая, требует уважения, а не такого, я не боюсь сказать, бандитского к себе отношения. Но это одна сторона вопроса. А теперь рассмотрим другую. А как это отразиться на американской позиции в этом бурлящем регионе? Вы знаете, какая реакция была и в Йемене, и в Египте, и в Алжире, и в Сирии, теперь уже Иран добавляется. В общем-то, исламский мир поставлен на дыбы. Да, мы слышим извинения Обамы (так и должен, в общем-то, делать президент). Но так просто нельзя решить эту проблему. Мы знаем что американцы решают свои геостратегические задачи в этом регионе. Вы знаете, куда они «несут» демократию, вы знаете, какая сейчас обстановка в Сирии. А все это часть, будем говорить, исламского арабского мира, все это наслаивается на отношения к тем действиям Америки, которые мы сейчас и видим. А если исламский мир, арабский мир восстал против этого, безусловно, это автоматически, механически относится и влияет на отношение и к американцам. Безусловно, мы сегодня имеем, в общем-то, трагический феномен, когда арабский мир, мусульманский мир в этом регионе объявил Америку своим врагом. Я не думаю, что это благостно повлияет на позицию Соединенных Штатов Америки в этом регионе. Собственно, брошена граната в мирный дом. Но не будем говорить «в мирный». В очень сложный дом брошена американская граната. Да, можно приносить дипломатические извинения, но ничто не помешает мусульманам и всем, кто исповедует ислам, иметь резко негативное отношение к Соединенным Штатам Америки. Мне кажется, что никакие извинения Обамы и госсекретарей не повлияют на то, что может последовать месть.

Что из всего этого следует? Вещи совершенно очевидные. Надо привыкать жить в многополярном мире, не оскорбляя никакие религии, будь то православная, будь то исламская, любая другая. Мне кажется, что сегодня этот вопрос, как никогда, стоит на повестке дня. Если мир не поймет, что надо очень бережно относиться к верованиям — вы знаете, после словесных выстрелов обязательно последуют выстрелы танков и ракетные удары, резня. И я не хочу показаться пророком, но если Америка будет позволять своим деятелям кино, литературы вести себя так с исламским миром, она может получить еще не один всемирный торговый центр. Я не хочу, чтобы американский народ испытывал такую трагедию, но он должен призвать власть, свою элиту к тому, что нужно по-другому относиться к исламскому миру. Безусловно, то, что случилось – это очень большая свинья, которая подброшена избирательной компании Обамы. Безусловно, это играет на руку, льет воду на мельницу предвыборную у Ромни, который получил прекрасный козырь теперь играть еще и на этом поле, и говорить всей Америке: «Вот видите, если вы избрали Обаму, он вас перессорил со всем исламским миром, и мы можем из-за этого получить очень серьезные последствия».

Это одна стороны вопроса. Другая сторона вопроса заключается в том, что сейчас мы получили совершенно новый регион, вздыбленный против Соединенных Штатов Америки. И это тоже дает козырь Ромни, который говорит, что если вы меня изберёте, я поведу себя по-другому. Этот факт нельзя рассматривать как чисто мусульманский, арабский. Его надо сегодня рассматривать уже и на фоне американских политических раскладов. Сегодня вот этот фильм очень сильно повлиял на рейтинг Обамы и на позицию Соединенных Штатов Америки не только в этом регионе — во всем мире, и, вообще, на отношение Соединенных Штатов Америки с мусульманским миром. Ведь вы же видите прекрасно, что Америка сейчас залезла в насколько стран, она их взбудоражила. Та политика, которую она проводит в этих странах, уже совершенно очевидно, она терпит кризис. Мы имеем бурлящий Афганистан, мы имеем бурлящий Ирак, мы имеем вздыбленную Сирию. Теперь антиамериканские настроения в Алжире, Йемене. Все это будет иметь (я не хочу, опять-таки, быть пророком), я думаю, что все это будет иметь серьезные геополитические последствия, прежде всего для Соединенных Штатов Америки. Но и для нас это урок. Это для нас очень серьезный урок: как надо себя вести в этом многоконфессиональном мире, как бережно относиться к любой религии. И здесь, конечно, невольно думается о «Pussy Riot». Что бы мы не говорили, но верующие, православные верующие, получили большой плевок в лицо после этого факта. Вы видите, что и Россия встает на дыбы. Мы сейчас тоже размышляем. Но этот факт чем любопытен или интересен? Чем он трагичен? Он пока внутри страны.

Но нельзя забывать, что у нас в стране тоже живут и православные, и мусульмане, и иудеи, и буддисты. И все это надо учитывать. Я думаю, что Россия должна из этой трагической ситуации извлечь самый серьезный урок.