Ностальгия: в Барнауле появился советский магазин

В одном из барнаульских магазинов на прилавке выставили, казалось бы, обычные продукты — яйца, рыбу, хлеб, масло, соки, молоко, только ценники на товар шокировали покупателей — все измерялось в копейках, а на некоторых висела табличка «Отпускается только по талонам».

— Да что же это такое? С каких пор по талонам, неужели мы, чьи родители воевали в Великой Отечественной войне, мы, которые пережили смену веков, вновь должны стоять в очередях за продуктами? — возмущается у прилавка пенсионер Валентин Иванович. — Не верю, не хочу я этого…

Булка белого хлеба — 24 копейки, серого — 17 копеек; сушка — килограмм за 68 копеек, сахар — по 38 копеек за килограмм; сметана, сливочное масло и жир продаются на вес. Рядом на полках — одеколон «Тройной», порошок «Лотос», хозяйственное мыло, спички, свечи, лампочки по 100 ватт. Ассортимент невелик, а незаполненные полки пугают своей пустотой. Неужели мы попали в прошлое?

— Наш продуктовый магазин существует уже несколько десятилетий, люди к нам привыкли, да и мы многих покупателей в лицо уже знаем, а сегодня дали возможность вернуться в прошлое нашим горожанам, открыв гастрономический отдел, в котором представлен ассортимент начала 1990-х, — говорит товаровед Ирина Гусева. — Я сама в торговле более 30 лет, поэтому восстановить картину удалось быстро, тем более что для этого стоило лишь убрать значительную часть продуктов с прилавка, оставив около 30 наименований, добавив товары, которые сегодня уже почти ушли из продажи. Например, папиросы «Стюардесса», «Беломор», лампочки. Для сравнения, у нас в магазине более тысячи наименований различной продукции.

Вот так и появился «советский» магазин.

— Когда на полках выставляли ценники, вспомнилось начало 1990-х годов — полная сумятица в стране, пустые прилавки и огромные очереди за продуктами, которые выдавались строго по талонам, — продолжает Ирина. — Самыми дефицитными товарами тогда были шоколадные конфеты, апельсины и мандарины, которые перед Новым годом всеми правдами и неправдами пытались раздобыть для семьи. Нас тогда трое было, по талону на каждого давали. Помню, на один можно было купить 700 граммов колбасы или один килограмм сахара.

В магазин, который сегодня условно разделили на две части: одна осталась современной, с прилавком, который просто ломится от продуктов, и вторая — из советского прошлого, покупатели заходили, удивленно раскрыв рот.

— Прямо перед вами паренек пришел за хлебом, увидел наш ассортимент и, не поверите, сбегал домой и принес талоны на водку, — с улыбкой рассказывает продавец Вера Юрченко. — Сказал, что остались у дедушки еще с тех времен. Оказывается, продуктовые карточки все отоварили, а вот водочные не пригодились, а может, просто в очередях не смогли выстоять люди. Ведь самые длинные очереди тогда были за сладким, фруктами и водкой.

Для создания той атмосферы продавцу поставили деревянные счеты и кассу советского образца. «Это из лицея № 35 привезли, для меня-то она знакомая, я за прилавком давно стою, — добавляет Вера. — Могу и на счетах быстро сосчитать, хотя уже привыкла к калькулятору и новым кассовым аппаратам, которые значительно облегчают работу».

А вот и новый покупатель — женщина пенсионного возраста подходит к прилавку, разводит руками и охает: «Да что же это такое! Мороз по коже от слов «по талонам». Не хочу я этого!».

Женщина приглядывается к ценникам: «Я ровесница Алтайского края и много пережила на этом свете хорошего и плохого, — говорит Мария Васильевна. — Помню, как после войны картошку замороженную под снегом искали, чтобы драников напечь, а сейчас внуки блинчики на молоке уплетают и не верят моим рассказам. Помню, как работали всю жизнь и верили в коммунизм, а потом оказались у пустых прилавков. По всему городу бегали в поисках продуктов, чтобы семью прокормить, в очередях по несколько часов стояли, не то, что сейчас: 15 минут перед кассой нам кажется вечностью. Сегодня у меня пенсия хорошая и у мужа тоже, недавно путевку себе купила, поеду в санаторий отдыхать».

Мария Васильевна быстро пробирается в другую часть магазина и покупает продукты: «Кефир обязательно беру для себя, внуку, он на юридическом учится, шоколадные конфеты с орешками, колбаску с полкило на бутерброды и хлебушек. Сейчас мы неплохо живем, дай бог, чтобы и дальше так было».

Следующей к «советскому» прилавку подходит молодая женщина с ребенком, малышка лет четырех выискивает на полочках конфеты.

— Ой, какие цены приятные, все по копеечкам, а что такое талоны, где их выдают? — интересуется молодая мама, а малышка, цокая языком, приговаривает: «Здесь нет моих любимых «киндеров», пойдем отсюда!».

Знакомимся, маму зовут Светланой, ей 24 года, а дочке Насте — три с половиной. «Я и не помню, как это было в девяностые, трудно представить, чтобы продукты, а это товар первой необходимости для каждого человека, были в дефиците, — говорит она. — Привыкли мы уже к хорошему, думаю, что отвыкать не стоит». А маленькая Настюшка, увидев в другом конце магазина свои «киндеры», бросилась туда.