Мусульманский богослов: вооруженные силы и Коран

Сегодня все более важную роль в жизни российского общества, а значит, и армии, играет религиозный фактор. Своими мыслями на эту тему с читателями «ВПК» уже поделился председатель Синодального отдела Русской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

В этом номере газеты редакция предоставляет слово мусульманскому богослову (улему) Усману Уциевичу Абдуллаеву. Он окончил исламский духовный институт в Дамаске (Сирия) и, несмотря на свою молодость, занимает высокий пост заместителя муфтия Чеченской Республики, возглавляет отдел религии Духовного управления мусульман (ДУМ) Чечни. Усман Абдуллаев также является одним из духовных наставников главы ЧР Рамзана Кадырова. Часто встречаясь с военнослужащими батальонов «Север» и «Юг», входящих в состав 46-й бригады Внутренних войск МВД России, он не понаслышке знает, с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться многим командирам подразделений в работе с личным составом.

— Усман-хаджи, не секрет, что среди военнослужащих, нарушающих воинскую дисциплину, совершающих преступления, немалая доля солдат-мусульман. Чем это можно объяснить? Какую роль ислам играет в жизни правоверного мусульманина, надевшего погоны?

— Почему-то принято считать, что среди солдат-мусульман гораздо больше в процентном отношении нарушителей воинской дисциплины. Если это правда, то это прискорбный факт. Насколько мне известно, со стороны солдат-чеченцев каких-то серьезных случаев нарушения воинской дисциплины, преступлений нет. По крайней мере к нам в ДУМ ЧР никто из командиров за помощью не обращался, а мы ее обязательно оказали бы. Если такие факты где-то имеются, то чтобы понять причину, отчего это происходит, надо прежде разобраться, насколько тут вина солдата, а насколько его командиров. Ведь часто проблемы с дисциплиной вызваны слабым контролем со стороны офицеров. Поэтому одним из путей решения вопроса, я считаю, является повышение роли и авторитета командиров среди подчиненных.

Вопреки сложившемуся мнению для настоящего солдата-мусульманина действующий устав не является помехой, ведь в нем нет каких-либо противоречий с исламом. Там не сказано: «Греши, пей спиртное, ешь свинину и т. д.». Поэтому любой мусульманин обязан выполнять требования устава должным образом. Воин-мусульманин должен также помнить, что воинская часть, где он проходит службу, — это не мечеть и не дискуссионный клуб, поэтому требовать каких-то привилегий для себя здесь неразумно. Ведь этого не ищут для себя его сослуживцы — христиане, иудеи или буддисты, хотя среди них могут быть и более верующие люди. Знаю, что в некоторых частях, как в батальонах «Север» и «Юг», есть прекрасные мечети, где совершаются намазы, возносятся молитвы к Всевышнему. Но если где-то мечетей или молельных комнат нет, это не должно быть поводом для недовольства. Ведь главная цель службы в армии — защита Родины, а свою веру граждане России, люди всех вероисповеданий и национальностей, служа в армии, должны хранить прежде всего в сердце, и Аллах это увидит.

Хочу сказать и о том, что любой мусульманин, неважно, где он учится, работает или служит, всегда обязан слушаться старших, начальников. В Коране сказано: «Последуйте Корану, последуйте Пророку (мир Ему!), последуйте тому, кто ведет вас». Это ведь прямое указание для военнослужащих, которые обязаны, подчиняясь своим командирам, выполнять их законные приказы и распоряжения. А кем является по национальности, вероисповеданию командир или начальник, какое, солдат, тебе до этого дело? На это есть воля Аллаха и ей мусульманин обязан подчиняться.

Важно помнить, что ислам — это не только пять столпов веры, но еще послушание и уважение к старшим, хранение чести, как своей, так и ближних, независимо от их религиозной или расовой принадлежности. Настоящий мусульманин, если он хочет угодить Аллаху, должен соблюдать такой порядок. Если он сам будет мирен, то и вокруг него будет мир. Возлюбленный Пророк наш сказал замечательные слова: «Пожелай и другим того, что хочешь сам, так же, чего тебе не хочется — не желай никому!».

По той же причине мусульманин не должен считать себя выше или лучше других, кичиться чем-либо, превозноситься ни перед сослуживцами-единоверцами, ни тем более перед представителями любой иной религии или национальности.

— Но почему все-таки есть военнослужащие-мусульмане, которые не выполняют требований уставов? Что нужно и можно предпринять, дабы исправить ситуацию?

— Это ведь делается, как правило, не от большого ума, недалекими людьми и должно преодолеваться через духовно-нравственное воспитание в семье, школе, армии. К сожалению, мы в свое время упустили вопросы воспитания, что привело к развалу страны и трагедии 90-х. Теперь надо заново учиться проявлять взаимную терпимость друг к другу: быть мягче, добрее, стараться не замечать плохого в другом человеке, больше обращать внимания на свои ошибки, на свой внутренний мир.

Люди все равны и одновременно все разные — так устроил Аллах. Кто этого не принимает, тот безумец, потому что не соглашается с Самим Всевышним. В Коране сказано: «Нет разницы между арабом и неарабом, между рабом и свободным». Различаться люди должны единственно в степени богобоязненности. «Кто больше боится Бога, тот лучший из вас», — сказал наш Пророк. Человек, боящийся Бога, слушающийся своего Творца, неспособен на злые поступки — в этом главный смысл религиозного, духовного преобразования мира. Проявление высокомерия, презрение к другим — это болезнь души и требуется соответствующее лечение.

Так же и иные дурные черты характера есть проявление наших страстей, которые вылезают наружу. Вот им как раз нужно объявить беспощадный джихад. С дурными привычками и наклонностями легче бороться тому, кто имеет стыд и совесть. А человек, утративший всякий стыд и совесть, уподобляет себя животному. О таких людях наш Пророк сказал: «Если ты бесстыден, делай что пожелаешь!». Ответственность за свои бесстыдные поступки такие люди все равно будут нести перед Всевышним. Бойтесь, о, неразумные, этого момента!

— Наверное, наиболее остро в армии стоит проблема корыстных преступлений, совершаемых должностными лицами. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Воровство, казнокрадство, мздоимство — это прежде всего проблемы нравственности, больной совести. Но неверующего бесполезно убеждать в том, что воровство — большой грех! Его бог — своя корысть, которая приведет его душу в вечную погибель. Верующему легче. До него проще достучаться и он может покаяться.

Хочу сказать, что ислам не разделяет и не смягчает вину за то, что мусульманин незаконно присвоил себе чужое добро: личное оно или общественное. Не бывает такого, что где-то может быть бесхозное имущество. У него всегда есть хозяин. Чаще всего это наше государство, поэтому не следует оправдывать себя: взял-де то, что плохо лежало. Ислам категорически запрещает протягивать руки за чужим, не принадлежащим тебе добром. А если все же мусульманин совершил кражу, взял что-то чужое, надо поскорее вернуть украденное хозяину и покаяться в этом грехе перед Аллахом. Если вернуть не получается, нужно возместить ущерб и просить у того, кого ты оскорбил этим поступком, прощения, неважно — мусульманин он или нет. Аллах ведь создал всех нас равными! Наш Пророк Мухаммед долгое время жил среди людей разных национальностей и вер и никогда сам не брал чужого и не позволял этого делать своим ученикам.

Среди чеченцев немало людей, живших так же и учивших других. Один из наиболее известных — это эвлий* Кунта-хаджи Кишиев, который оказал огромное влияние на чеченское общество, помог ему сохраниться и выжить в трудные для народа времена. Он жил в середине XIX века, в одно время с имамом Шамилем, но в отличие от его агрессивной политики — газавата до последнего горца — эвлий проявлял исключительную мудрость, выступая в роли истинного миротворца. Он говорил: «Хотите любить Всевышнего Аллаха — любите справедливость. Желайте своему брату того же, чего желаете себе. Молитесь Аллаху, чтобы к вам не пристало ничего добытого чужим трудом, чужим потом. Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедростью. Вероломного — искренностью. Неверного — верой. Будь милосердным, скромным, готовым жертвовать собой. Ты в ответе за многих, если дух твой укреплен исламом, если вся твоя жизнь — это путь к Всевышнему — тарикат**».

— А что говорил Кунта-хаджи тем чеченцам, которые все-таки брали в руки оружие?

— «Война — дикость, — увещевал их эвлий. — Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если только враг не пришел отнять у вас веру и честь. Ваша сила — ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает свое поражение. Никто не в состоянии осилить нас и нашу правду, если мы не свернем с пути своей веры. Не спорьте с властью, не старайтесь заменить ее собой. Всякая власть от Всевышнего. Аллаху виднее, какую власть, где и с какой целью устанавливать. У власти перед Всевышним отдельный отчет. Не соблазняйтесь кажущейся престижностью власти. Наш тарикат несравненно выше, ибо земная власть призвана решать главным образом земные дела. Земными соблазнами еще никто не насытился. Земная жизнь как соленая вода: чем больше пьешь ее, тем больше усиливается жажда. Успокойте свои души в тарикате. Спокойная душа, устремленная к Всевышнему, — это вечная радость и счастье».

С этими же словами нашего великого земляка мне хотелось бы обратиться и к тем заблудшим братьям, которые с оружием в руках до сих пор прячутся в лесах, поднимая его на своих единоверцев, выступая против законно избранной власти. Разве нынешняя власть заставляет вас отречься от веры предков или угрожает вам потерей чести? Нашу веру искажают как раз иноземцы-ваххабиты, которые руководят вами. Это они сбивают вас с толку, помрачают ваш ум, лишают вас здравого смысла, обесчещивают вас! Прошлой весной Высший совет улемов Саудовской Аравии официально признал все террористические акты, которые прикрываются исламом, богопротивными. Это еще раз заставляет задуматься настоящих мусульман, с кем им по дороге: со своим народом, идущим путем тариката, или с международными проходимцами и авантюристами.

В завершение от души хочу пожелать всем военнослужащим-мусульманам богобоязненности, терпимости, искренности. Больше читать Коран, сунны, творения эвлиев, особенно Кунта-хаджи Кишиева, а это и значит — стремиться к миру, истине, Аллаху, то есть быть его настоящими воинами. Особые пожелания моим землякам, военнослужащим батальонов «Север» и «Юг», входящих в состав 46-й бригады Внутренних войск. У меня нет сомнений, что там служат лучшие сыны чеченского народа, истинные патриоты своей Родины и настоящие мусульмане. Призываю всех вас дорожить высоким званием солдат правопорядка, защитников любимой Отчизны.

*Святой, праведный

**Путь познания Бога