Охота на «черную аренду»

В наступающем октябре столичные власти начнут грандиозную работу по выявлению всех владельцев квартир, которые сдают жилье в наем и не платят подоходный налог. И не только по выявлению, но, и по принуждению их к его уплате. Последний раз об этом было объявлено на днях устами руководителя департамента экономической политики и развития г. Москвы Максима Решетникова.

«Мы рассчитываем на то, что налогоплательщики проявят сознательность и не будут играть с государством в игру «все равно не докажете, все равно не заставите», — заявил высокопоставленный столичный чиновник. Естественно, сначала всегда предлагают «решить дело по-хорошему».

Между тем, рынок арендного жилья в Москве (как, очевидно, и по стране в целом) – «темно-темно-серый, почти черный». По имеющимся оценкам, из которых исходят сами отцы города, в Москве сдается никак не менее 100 тыс. квартир – на самом деле, конечно, больше. А на официальной основе – с заключением договора аренды и уплатой положенного в таких случаях подоходного налога в 13% — это делают лишь около 5 тыс. владельцев и их арендаторов. Таким образом, законопослушных в данной сфере оказалось менее 5%.

Власти красноречиво намекнули, что у них разработана методика выявления нелегальной аренды. Полностью ее, естественно, не рассекречивают – объявлено, что к работе будут привлечены все участковые инспекторы полиции и старшие по подъездам, а также, что «будут работать с соседями». Процесс, как было признано, небыстрый: первые результаты будут обнародованы по истечении 4-го квартала, то есть, в последние дни нынешнего или, скорее, в начале будущего года.

Город надеется таким образом пополнить бюджет на сумму около 5 млрд рублей в год. Пока что, однако, новое начинание сопровождают глубокие сомнения, их выражают как опрошенные корреспондентом «Росбалта» эксперты, так и простые граждане в приватных беседах.

«Административные затраты на поиск таких арендодателей будут очень большие, — предположил ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. — Конечно, кого-то найдут и прищучат, возможно, даже публично. Но то, что москвичи, в преобладающей своей части, будут продолжать скрываться, это точно. Я не вижу мотивов, которые сподвигнут их изменить свое поведение. Хозяева должны будут из тех денег, к которым привыкли, часть отдать городу, чего они делать, конечно, не захотят. Или увеличивать арендную плату, чтобы остаться при тех же деньгах».

Начать с того, что на сегодняшний день у владельцев квартир есть совершенно законные лазейки, позволяющие обойти подоходный налог. Можно заключить официальный договор на маленькую сумму – а взимать по-прежнему черным налом по реальной рыночной цене. «Это приведет к тому, что я скажу арендатору: «Мы пишем договор на 1 тыс. рублей, но платить ты будешь $1 тыс». И я заплачу налог в 130 рублей с 1 тыс», — с иронией заметил Дмитрий Гордеев.

Мало того – владелец имеет законное право и вовсе заключить договор безвозмездного пользования. И при желании объяснить — мой друг или родственник, мол, присматривает за моей второй квартирой и оплачивает всю коммуналку. Бывает, что это даже соответствует истине. Другое дело, что какие-то дополнительные головные боли для хозяев такое положение все же создаст. Какой-нибудь жилец может вдруг взять и начать платить по формальному договору – 1 тыс. рублей или только ЖКХ – и выселить его до истечения договора не удастся. Но это вряд ли сильно поможет властям с точки зрения наведения порядка в городе.

Другое обстоятельство кратко выразила депутат Государственной Думы Галина Хованская: «Не приставишь милиционера к каждой квартире». Не так это на самом деле просто – выявить в нашем мегаполисе, кто что и почем сдает. И в наличие у властей каких-то суперэффективных методик никто особенно не верит.

«Института старших по подъездам в Жилищном кодексе вообще нет, — напомнил Дмитрий Гордеев. — У нас есть совет дома, который избирается собранием, и которому нет никакого дела до арендодателей и арендаторов». Правда, эксперт отметил, что Москва во многом не подчиняется федеральным законам и правилам: «Москва не живет в Российской Федерации», — считает собеседник агентства. Все же, по его мнению, сомнительно, чтобы доставшиеся в наследство от глубоко советских времен старшие по подъездам в наши дни показали себя реальной властью.

«Что касается участковых – можно проверить через полгода – замучаются ходить, — предположил Гордеев. — У нас по закону работник милиции может зайти в квартиру без разрешения только, преследуя преступника. Все остальное – только с согласия собственника помещения. Мой арендатор имеет право никого не пускать. Сдача в наем жилого помещения без уплаты налогов – это не тот случай, который прописан в законе об оперативно-розыскной деятельности».

При этом эксперт не отказывает властям в правоте. «Москву можно понять, – считает Гордеев. — Сектор арендного жилья находится в тени, и это не здорово. Но надо дать экономические бонусы, чтобы люди поняли, что налог небольшой. 13% — это много. Надо продавать лицензию – допустим, 3 тыс. рублей. Я зашел в сберкассу, заплатил – и спокойно сдаю квартиру. Как таксист, который купил патент и ездит. А если договор надо регистрировать – это будет такая тягомотина! Вы что, Москву не знаете? Сейчас вон, чтобы московскую надбавку получать, пенсионеры 70 и 80 лет должны доказать, что они не работают, в очереди стоять. Чиновничий подход».

Депутат Галина Хованская обратила внимание на еще один аспект. Жильцы, как известно, бывают разные – среди них немало городских очередников, которые вынуждены снимать, годами дожидаясь положенной по закону квартиры. Так вот, оказывается, таким очередникам компенсация положена из городского бюджета. Она не так велика – есть утвержденные властями формулы расчета в зависимости от состава семьи и возраста ее членов – но часть арендной платы все же покроет, и для небогатых семей достаточно важна.

Беда в том, что в реальности мало кто из очередников получает такую компенсацию: для этого документы нужны, а сдают-то почти все нелегально, документов нет. Среди тех 5% законопослушных владельцев жилья, кто платит налог, немалую часть (возможно, и большинство) составляют те, кто, снисходя до положения очередников, заключают с ними договор, дабы они могли компенсацию получить.

Выражая сомнения в успехе нового начинания властей, Галина Хованская, вместе с тем, полагает, что, коль скоро решение принято и кампания начинается, было бы правильно эту часть сектора – квартиры, сдаваемые очередникам – от налога все же освободить. А то не получается ни законности, ни человеколюбия.

«Это надо менять всю культуру поведения, — заметил в данной связи директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. — Почему в Финляндии все платят все налоги до копейки? Потому что их платят действительно все – и все друг за другом следят. Если в вашей квартире появится жилец, максимум через два дня последует донос».

Именно на это, в принципе, надеются и московские начальники. Однако эксперт уверен, что у нас так не будет. «Россия – не общество доносчиков, а общество попустителей, — считает Кагарлицкий. — Финское доносительство – не в царском или сталинском стиле, когда донос писали, чтобы сделать зло соседу. Финское доносительство пронизано чувством гражданского долга и пониманием того, что если вы не заплатили 20 копеек налога, вы их украли у детского садика напротив. Это совершенно другая психология».

И еще одно обстоятельство, на которое обращает внимание Борис Кагарлицкий. – «А как вы думаете, сколько в Москве полицейских снимают и сдают незаконно квартиры? И налоговых инспекторов тоже? Среди них очень много приезжих, и далеко не все они имеют служебную квартиру,- напомнил эксперт. — У нас не общество злодеев. Если вы себе позволяете, вы и другим будете позволять. Они могут точечно наказать кого-то вроде Ходорковского. Вот если Удальцов или Ксения Собчак незаконно сдают квартиру – у них будут проблемы. Но ни у кого больше».

Знакомый корреспондента «Росбалта», риэлтор с большим стажем, присоединился к скептическим голосам. «Наши власти уже как-то начинали подобную кампанию, но она благополучно заглохла, — отметил он. — Есть подозрение, что сейчас будет то же самое. Но даже если они начнут ее, очень сложно доказать, что хозяин сдает квартиру за деньги, поскольку расписок обычно не бывает, а без доказательства факта получения дохода невозможно собрать налоги. К тому же многие наши чинуши сами сдают свои квартиры. Сомневаюсь, что все они платят налоги».

«Если ты сдаешь за плату в пределах 1500 «американских рублей», то вряд ли до тебя докопаются, — считает риэлтор. — Таких собственников тысячи и тысячи, и власти просто замотаются всех отслеживать»