Казаки встали на охрану правопорядка на юге России

Конфликт между выходцами с Северного Кавказа и коренными жителями села Ремонтное в Ростовской области чиновники объявили исчерпанным. Тем не менее, снимать полицейское усиление в районе пока не торопятся. Сегодня на улицах села с населением около 8 тысяч человек продолжают дежурить около 200 полицейских, присланных из Ростова-на-Дону и соседних населенных пунктов. Почему межнациональные отношения на юге России то и дело приводят к массовым дракам и беспорядкам и как региональные власти пытаются этого избежать, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Ярослав Лукашев.

По факту массовой драки в селе Ремонтное возбуждено 13 уголовных дел. Кроме действий непосредственных участников конфликта, следователи проверяют и местных полицейских, рассказала сотрудник пресс-центра регионального Управления МВД Екатерина Данова:

«На данный момент в селе Ремонтное зарегистрировано 19 материалов проверки по фактам причинения телесных повреждений и умышленного уничтожения имущества. Уже возбуждено 13 уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями «Причинение вреда здоровью средней тяжести», «Причинение легкого вреда здоровья» и «Побои». Сейчас на территории района сотрудниками полиции проводятся крупномасштабные проверочные и ревизионные мероприятия по сообщениям о нарушении действующего законодательства».

За несколько дней до того, как в конфликт с уроженцами Северного Кавказа оказались втянуты сотни местных жителей, в селе Ремонтное по инициативе местных чиновников было проведено 19 сходов и собраний граждан. Но договориться по-хорошему у конфликтующих сторон так и не получилось. И остановить волну насилия, начавшуюся с бытовой потасовки в кафе, смог только полицейский спецназ, которому, по некоторым данным, пришлось даже стрелять в воздух, чтобы унять участников массовой драки.

К мысли о том, что только увещеваниями предупреждать межэтнические конфликты получится едва ли, постепенно приходят чиновники по всему югу России. Первым от слов к делу перешел Краснодарский губернатор Александр Ткачев. Еще в августе он заявил, что Ставропольский край больше не справляется с ролью фильтра, отсеивающего выходцев с Кавказа, и пообещал, что за поведением гостей из кавказских республик на территории края будет следить не только полиция, но и специально созданные казачьи дружины.

Нельзя сказать, что инициатива краснодарского губернатора встретила однозначное одобрение, во всяком случае, в публичном медиа-поле. Ставропольский коллега Валерий Зеренков весьма а жестко прокомментировал заявления кубанского коллеги Александра Ткачева, указывая на недопустимость посягательств на права и свободы граждан России, независимо от их национальной принадлежности:

«Граждане России, которые едут к нам с миром, будут чувствовать себя здесь спокойно и уверенно. Это право закреплено Конституцией нашей страны. Но чего мы не потерпим никогда, так это нарушения закона. Любые посягательства на благополучие и покой людей, кем бы они ни были совершены, будут пресекаться самым жестким образом».

После обмена подобными репликами главы Краснодарского и Ставропольского краев открытый спор прекратили. И уже через несколько дней стало понятно, почему. Примерно через неделю после выступления кубанского губернатора глава администрации Ставропольского края Валерий Зеренков заявил о необходимости увеличения в крае количества казачьих дружин:

«Необходимо создать казачьи дружины при каждом хуторском и станичном обществе, одеть их в подобающую форму, выделить для организации работы помещения, транспорт, необходимую амуницию. Надо в целом укрепить первичное звено казачьих обществ».

Правда, тему межнациональных конфликтов Валерий Зеренков не затронул, упомянув лишь то, что казаки будут помогать полиции в охране общественного порядка. Зачем полиции помощь структуры, которая официально не является силовой, губернатор объяснять не стал.

Данных о том, насколько увеличилась численность казаков в Ставропольском крае, пока нет. По словам чиновников, чтобы привлечь тысячу казаков, бюджету надо потратить 24 миллиона рублей. Судя по всему, сейчас региональный Минфин считает, сколько казаков может позволить себе ставропольская казна. Кубанские власти решили пока остановиться на тысяче. Людей обеспечили одеждой, амуницией и зарплатой, после чего на улицы только Краснодара вышли 150 казачьих дружин, каждую из которых возглавляет полицейский. Задачу казакам сформулировал губернатор Александр Ткачев:

«Вы представители народа, вам доверяли всегда, а теперь вы должны стать еще и опорой полиции в ее повседневной работе по охране общественных мест и улиц от посягательств преступников. Первое — реализация детского закона. Второе — помощь полиции в работе с неблагополучными элементами, вы должны выявлять наркопритоны и незаконную миграцию».

Говорить о каком-то эффекте от правоохранительного нововведения пока рано — серьезных межнациональных конфликтов в регионах, где казаки официально привлечены к охране правопорядка, за последние полтора месяца не происходило. Но относить это к достижениям дружин стоит едва ли.

С другой стороны, если не делать ничего, положение дел в сфере межэтнических отношений на юге России будет ухудшаться с катастрофической скоростью, и очень скоро регионы двух федеральных округов могут оказаться в ситуации, когда полтора десятка уголовных дел по статьям «Побои» и причинение легкого и среднего вреда здоровью после ссоры двух человек в кафе будет считаться благополучным исходом конфликта.