«Марш миллионов» – третий и последний?

Акция протеста уличной оппозиции, уже третий раз подряд называемая «Маршем миллионов», 15 сентября оказалась, судя по всему, самой неудачной. Как и раньше, никакие миллионы на эти шествия и митинги не выходят – даже если посчитать в целом по стране.

Однако лидеров протеста это не смущает и они упорно продолжают называть свои акции «маршами миллионов», давая противникам поводы для бесчисленных насмешек. Тем более, что и содержательная часть протестов явно недостаточно сформулирована.

Неудивительно, что уже во второй половине дня 15 сентября сайт «Единой России» был просто переполнен саркастическими замечаниями о провале оппозиции и вообще всех попыток показать, что люди массово выступают против Путина и самой партии власти.

Использовались такие остроты как «марш хамелеонов», «митинг протеста против 15 сентября». Особую радость единороссам, конечно, доставил традиционный спор о численности пришедших на «Марш миллионов» граждан. Организаторы акции с ее трибуны говорили о 100 тысячах. МВД сообщило, что на пике активности в ней приняло участие не более 14 тысяч человек. Журналисты, кстати, уже давно и не пытаются определить точное количество митингующих, а указывают данные как той, так и другой стороны.

Заметим, впрочем, что для 15 сентября важным был не столько количественный критерий, сколько качественный. И вот тут многие наблюдатели и эксперты, даже не работающие на «ЕР» и Кремль, сделали вывод о том, что хотя на последнем «Марше миллионов» художественная, оформительская креативность была на достаточно высоком уровне, какого-то драйва в мероприятии почти не ощущалось.

Заметим, впрочем, что для 15 сентября важным был не столько количественный критерий, сколько качественный. И вот тут многие наблюдатели и эксперты, даже не работающие на «ЕР» и Кремль, сделали вывод о том, что хотя на последнем «Марше миллионов» художественная, оформительская креативность была на достаточно высоком уровне, какого-то драйва в мероприятии почти не ощущалось.

Краткая же хроника событий такова. Для похода на проспект Сахарова митингующие собирались на бульварах. Как обычно в последнее время – разными колоннами. Правые – во главе с Борисом Немцовым, Гарри Каспаровым и Ильей Яшиным, левые – под водительством Сергея Удальцова. Шествие проходило также раздельно, колонны начали смешиваться лишь на самом проспекте. А тут оказались еще и представители сексменьшинств, сторонники Pussy Riot, протестующие десантники, немного националистов, анархистов и прочих «экзотов».

Наиболее ударным хитом 15 сентября стали костюмы аистов, радовавшие своим разнообразием и затейливостью. Таким образом, народное остроумие ответило на недавние шутки Путина о «вожаке стаи» и о том, что летят за ним почти все стерхи, а кто не летит, тот, дескать, все равно наш и тоже рано или поздно к стае присоединится. А еще в толпе можно было увидеть мотодельтаплан с надписью «Оставь надежду всяк за мной летящий». Над головами активных граждан при этом плыли три огромных шара, изображавшие некие фигуры в цветных балаклавах от скандальной панк-группы.

Художественного креатива добавил, кстати, и сам Удальцов. Свой прикид – черную кожаную куртку и темные очки в пол-лица – он объявил новым символом протеста. Мол, белая ленточка – это был знак добрых акций, проводившихся с надеждой на диалог, в который власть все-таки вступит, наконец, с народом. Но теперь, заявил Удальцов, он стал злым и своим нарядом показывает, что жуликам и ворам послана черная метка.

Однако, когда координатор «Левого фронта» заявил, что митинг продлится до самого вечера, пока не кончится время, отведенное на него властями, стало ясно, что лидеры протестующих хотят напугать Кремль не количеством, а тем более качеством акции, а неким демонстративным упрямством.

Заметим, кстати, что тот же Удальцов все-таки доупрямился до очередного задержания – буквально за несколько минут до истечения законного времени. Так полиция отреагировала на его призывы к нескольким сотням таких же упрямцев, оставшихся на Сахарова почти до 10 вечера, вместе прогуляться по бульварам. Впрочем, в районе полуночи Удальцова из ОВД отпустили.

Весьма показательным стало отсутствие, по крайней мере на трибуне и среди ораторов, представителей пресловутого «креативного класса», а также творческой интеллигенции, ранее активно занимавшейся протестным делом. Правда, на трибуне митинга стояли некие молодые лидеры гражданского общества, но сказать им пока особо нечего.

Кстати, такая тенденция проявилась еще весной, когда было принято решение дробить единый протест на политические колонны. Можно долго и грозно выдвигать власти ультиматумы, но одно дело произносить это от имени представительного собрания, а другое – от полдесятка общественно-политических групп, к тому же не слишком крупных.