Максим Юсин: Большой Сатана

Атаки на диппредставительства США в странах Ближнего Востока и Северной Африки показали: поддержка Вашингтоном «арабской весны» отнюдь не улучшила отношение к нему «арабской улицы».

Попытки Барака Обамы повернуться лицом к «восставшим народам, борющимся за демократию», мало к чему привели.

Можно сколько угодно клеймить свергнутые «диктаторские режимы» Зин эль Абидина Бен Али в Тунисе и Хосни Мубарака в Египте, но при них представительства США не штурмовали, звездно-полосатый флаг с посольств не срывали, а Вашингтону не приходилось в экстренном порядке эвакуировать сотрудников своих дипмиссий. Да и Муаммар Каддафи, уж на что был злейший враг американцев, не допустил бы штурма радикальными исламистами генконсульства США и убийства посла. Не из любви к Америке, а из страха перед возможными последствиями.

А какие последствия могут быть сейчас? Против кого вводить санкции? Против «демократического правительства», которому сами же помогли прийти к власти? Кого бомбить? Экстремистов в Бенгази, мечтающих отомстить США? Так это — поголовно все население, понадобятся ковровые бомбардировки.

В общем, некого карать. Да и договариваться не с кем. Власти Триполи могут пообещать все что угодно, но это будут пустые слова. Центральное правительство не контролирует ни Бенгази, ни Киренаику в целом, ни 90 процентов территории страны. С диктаторами — в кавычках и без — было легче иметь дело. Такой вот парадокс «арабской весны». Свергнутые режимы были более предсказуемыми, а зачастую и более вменяемыми, чем популистско-исламистская волна, пришедшая им на смену.

В том же Египте американцы уже не знают, на кого делать ставку. Вроде бы выстроили отношения с новым президентом Мохаммедом Мурси — умеренным исламистом, представляющим «Братьев-мусульман». Так теперь о себе заявляют салафиты, совсем уж радикальные и непримиримые. Именно их активисты штурмовали американское посольство в Каире. И еще будут штурмовать — можно не сомневаться. А египетские салафиты — это не какая-нибудь маргинальная группировка, это вторая политическая сила в стране, их просто так не запретить, они пришли всерьез и надолго.

И в Тунисе — похожая ситуация, и в Йемене. Везде США ненавидят, везде готовы громить их посольства, отлавливать и линчевать их граждан. При «диктаторах» эту разрушительную энергию толпы хотя бы удавалось держать в узде. А сейчас — как удержишь? Революция на дворе — «арабская весна». Салафиты и ваххабиты, сплошной «Аллах акбар». И никаких надежд на «американо-арабскую перезагрузку». Как были американцы врагами, так и остались. Несмотря на все усилия Барака Обамы.

Некоторые отечественные комментаторы по этому поводу сильно злорадствуют. Но проблема в том, что и Москва при сегодняшнем раскладе мало что выигрывает. «Неверная» Россия в глазах салафитов и им подобных — тоже враг. Из-за позиции по сирийскому вопросу, из-за «подавления мусульман в Чечне», из-за многого другого.

Покойный аятолла Хомейни называл США «большим сатаной», а СССР — «маленьким». У тех, кто убивал американского посла в Бенгази, примерно такая же логика. На их расположение нам уж точно рассчитывать не приходится.