За сколько и какие партии продают депутатское кресло

Цена мандата зависит прежде всего от того, в каком представительном органе будет заседать кандидат. Избрание в земское собрание или городскую думу — подешевле, в законодательное собрание, облдуму — дороже. Предел — Государственная дума России.

Кресло в региональном парламенте может обойтись в 100–500 тысяч долларов. В зависимости от богатства региона и рейтинга партии, через которую покупается мандат, в этой территории.

К примеру, место в региональном парламенте Республики Коми стоит чуть более ста тысяч долларов. По крайней мере, такую сумму назвал бывший член совета регионального отделения «Справедливой России» Валерий Козлов. Он недавно поднял скандал о коррупции в политике и был исключен из партии. По словам Козлова, нынешний руководитель партийной ячейки в Коми Вера Скоробогатова предложила ему место в выборном списке в Госсовет республики за 3 миллиона рублей наличными. Номер два в списке Госсовета Илья Величко уверяет: Козлов был куплен властью (себя сыктывкарский эсер мнит оппозицией) и распространяет клевету. «На самом деле Валерий Козлов сначала сам предложил Вере Игоревне пять миллионов рублей за место в партийном списке, — заявил Величко «Соли». — Но она отказала и не рассматривала его кандидатуру, поскольку он не работал на партию». Козлов, конечно, все отрицает.

Политолог Евгений Вологин, тоже, кстати, исключенный из состава «Справедливой России», уверен, что сыктывкарский скандал — лишь частный случай из общей практики. А практика такова: партии в регионах продают мандаты. Часть средств идет на продвижение во власть основного состава партактива. Они своего рода бюджетники.
В пресс-службе федеральной «Справедливой России» говорят, что партия никогда не занималась продажей мандатов — ни на федеральном, ни на региональном уровне. «Сколько проплаченные провокаторы ни старались об этом говорить», — отметила представительница партии.

В партии ЛДПР тоже заявляют, что продажей мандатов никогда не занимались. По словам члена фракции ЛДПР в Госдуме Сергея Иванова, мерзавцы в политике есть и партия Жириновского с ними борется. В частности, говорит Иванов, ловко меняя тему разговора, ЛДПР настаивает на том, чтобы право распределения мандатов было за самими партиями. Сейчас в ЦИК подаются партсписки, места в органах власти получают первые фамилии. По мнению Иванова, следует подавать общий, а не иерархический список. Чтобы партия, получив на выборах какое-то количество мест, могла отправлять на депутатскую работу не только «паровозов», но вообще любого участника списка. Так влияния ЦИК, а значит, и коррупции будет меньше. «Если дать возможность партии самой распределять мандаты, количество «блатных» депутатов снизится в разы», — уверяет депутат Иванов.

Коллеги парламентария оценивают инициативу ЛДПР иначе: общий избирательный список превратит распределение мандатов в экономический и политический аукцион. То есть опять-таки: усилится партийная коррупция. То есть с одной стороны политики признают проблему «блатных» мандатов. А с другой — отрицают. Мол, сами мы с ней не сталкивались.

Пресс-секретарь ЛДПР Виктория Сотникова чеканит: «На вопрос «Сколько мы продали мандатов?» отвечу коротко: ЛДПР никогда не занималась продажей мандатов для наполнения бюджета партии, это такая же ложь, как и заявления о том, что наша партия пытается «легализовать торговлю мандатами».

Надо сказать, что представители всех парламентских партий отрицают связь своих партий с коррупцией. В КПРФ слухи о продаже коммунистами мандатов называют «провокацией». В «Единой России» по традиции предпочли отказаться от дебатов: «Руководитель пресс-службы не будет отвечать на этот вопрос», — сообщили в центральном исполкоме «Единой России».

Политолог Михаил Виноградов говорит, что по очевидным причинам ни одна партия никогда не объявит о торговле мандатами, несмотря на то, что это общая для всех практика. По его словам, механизм таков: за счет продажи депутатских кресел парторганизации пополняют свои бюджеты. «Сам депутатский мандат дает мало, в регионах он имеет декоративную функцию, — рассуждает Виноградов. — И основной спрос на мандаты в региональных парламентах идет от тех, кто просто хочет повысить свой статус». По мнению политолога, на цены влияют такие факторы, как престижность парламента, богатства региона, экономическая ситуация в стране и т. п. «Для регионального парламента 100–200 тысяч долларов — это нормальная цифра. Для Госдумы, разумеется, сумма больше. На думских выборах 2007 года среднюю сумму мандата оценивали в миллион долларов, но тогда была другая конъюнктура. Сколько будет стоить место в новую Госдуму, пока сказать сложно», — резюмирует политолог Виноградов. По его оценке, обычно в партсписках продается около 20 процентов проходных мест.