«Аврору» тянут ко дну

«Аврора» не должна быть филиалом Центрального военно-морского музея, считают ветераны флота и петербургские депутаты. По их мнению, легендарному крейсеру необходимо возвратить статус корабля №1 ВМФ России и включить в состав вспомогательного флота. Петербургских «залпов» в Кремле пока не слышат.

Сказать, что в последние годы «Аврору» сопровождали неизменные скандалы — ничего не сказать. На крейсере снимались фильмы для взрослых, в него врезались прогулочные катера с капитанами-лихачами, на нем проводились вечеринки для сильных мира сего, на его мачты забирались младоанархисты и поднимали «веселого Роджера», а буквально нынешним летом горожан взбудоражила информация о крене судна. И на этом бой корабля-легенды с современностью не закончился…

«Аврора» не переживет перевод в ведение Центрального военно-морского музея, считают неравнодушные к ее судьбе. Сегодня «притихший северный город» перестал «дремать». В тревожную рынду забили как ветераны флота, так и местные парламентарии, которые в кои-то веки нашли проблему, которая бы объединила все фракции.

27 июня Верховному главнокомандующему РФ Владимиру Путину был отправлен депутатский запрос, в котором ставился вопрос о возвращении «Авроре» статуса корабля №1. Впрочем, стоит отметить, что в запросе во главу угла выносилась туристическая составляющая. Дефицит персонала делал возможным посещение крейсера только в составе экскурсионных групп. Как сообщил сегодня депутат Законодательного собрания Андрей Васильев, ответ от президента до сих пор не получен. Впрочем, контрольной датой для его получения значится 27 сентября — время еще есть.

Другое дело, признается народный избранник, что ситуация продолжает ухудшаться.

«События развиваются по худшему сценарию. Военная часть была ликвидирована, экипаж был заменен на гражданский. Прежде всего, «Аврора» должна оставаться военным кораблем, а уже потом музеем, существующем на этом военном корабле. Если это музей — то корабль надо ставить на постамент. А пока он стоит у причальной стенки на нем должна быть воинская часть. Положение крейсера бедственное. В любой момент с ним может случиться непоправимое, и тогда мы опозоримся не на всю страну, а на весь мир», — резюмирует Васильев.

По словам депутата, он уже заручился поддержкой губернатора Петербурга, который будет готов взять шефство над крейсером. «Я обращался к Георгию Полтавченко с просьбой, чтобы после того, как «Аврора» станет кораблем №1 ВМФ России, внук и сын морского офицера — губернатор Петербурга — взял шефство над экипажем крейсера. На это он сказал: «Без возражений, получим статус и оформим шефство», — сообщил Васильев.

На негативные итоги первого месяца гражданской жизни «Авроры» (приказ об окончательном переводе корабля в ведение Центрального военно-морского музея вступил в силу 1 августа 2012) обращает внимание председатель Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. По его словам, нынешний экипаж «Авроры» не способен поддерживать судно в надлежащем состоянии. Слова руководства музея о том, что корабль обслуживают 38 человек, вызывают сомнения.

«З8 попугаев знаю, а 38 человек на «Авроре» насчитать не могу. Там только семь человек гражданских специалистов, бывших военных моряков. Хотя, может быть, в число этих 38 музей включил билетеров, кассиров и уборщиков?» — недоумевает Курдин.

По данным эксперта, зарплата музейных сотрудников на «Авроре» сегодня равняется 4,5 тыс. рублей в месяц, капитан-директор получает 8,5 тыс. рублей. «Вот результат деятельности музея. Кто-нибудь отправится работать на «Аврору» за такие деньги?» — задает он риторический вопрос.

Попутно Курдин опровергает несколько мифов, от которых крейсер никак не может избавиться. Во-первых, «Аврора» не стоит на бетонном основании, а находится на плаву. Запас воды под килем составляет 1 метр. Другое дело, что если не проводить дноуглубительных работ, то существует риск врастания корабля в дно. Во-вторых, на корабль никто не собирается ставить двигатель, делать из него прогулочное судно и дарить его Путину. Ни один регистр не выпустить корабль в плаванье дальше Дворцового моста. Просто кораблю необходимо придать статус — по аналогии с президентским полком.

Отчасти мистической точки зрения на происходящее придерживается капитан 2-го ранга в запасе, писатель-маринист Александр Покровский. Впрочем, как он сам признается, ему безразлично, будут ли его считать «городским сумасшедшим» или нет. По его словам, историю «Авроры» можно проецировать на историю всего отечественного военно-морского флота. После того, как от крейсера отвернулось руководство страны, в России не было ни одного достижения в отрасли, которым бы можно было по-настоящему гордиться. Слова о том, что отечественное военное кораблестроение выходит из кризиса, не соответствуют действительности. Все мало-мальские достижения базируются на разработках советского периода, убежден писатель-маринист.

«В 1991 году сказали: зарабатывайте, как хотите. Что мы в результате получили? За 300 баксов можно было снять кают-компанию «Авроры» для пьянки. Это разложение! Вот отношение людей к своей истории. Каждый день наш президент говорит о детском патриотическом воспитании. Россия — это единственная страна, в которой можно что-то заявить и ничего не делать», — негодует Покровский.

Несколько иначе на ситуацию смотрит ведущий конструктор проекта восстановления крейсера «Аврора» Сергей Овсянников. Он считает, что «катить бочку на музей» все-таки не стоит. Образовавшуюся паузы, пока нет четкого представления о будущем корабля, необходимо использовать с делом. Овсянников рассуждает так: «Аврора» требует капитального ремонта, в идеале — постановки в док. Но даже при возвращении корабля в состав ВМФ, вряд ли найдутся средства на его достойное поддержание». Выходом из тупика, по мнению специалиста, должно быть выделение городом собственных дотаций для поддержания крейсера в надлежащем состоянии.

Не прошло и века, как ситуация с «Авророй» перевернулась с ног на голову. Если раньше с борта судна вожди отправляли «Воззвание к гражданам России», то теперь сами граждане отправляют воззвания к власти. Пока их объявлений никто не услышал