Что хорошего в погроме американских посольств?

На этой неделе мусульмане Ливии, Йемена и Египта показали робким православным, как надо бороться с кощунством.

Вот уж утешили страждущих, ободрили сомневающихся. Это, конечно, светлый ход мысли — на обвинение в том, что твоя религия проповедует насилие, ответить четырьмя убийствами, тремя поджогами и тысячами угроз. Сразили логикой наповал. Предоставляю А.Мамонтову и его героям на основании этого живописного примера осмыслить логичность собственных ответов на вызовы времени. Хотя американского-то посла — да они бы сами, вот этими вот руками, которыми на Пасху хоругвь, да что руками — самой этой хоругвью.

А теперь к мировой политике. Особенно отличились ливийцы. Даже иранцы, которые теперь главные враги человечества, просто взяли американских дипломатов в заложники, а потом отпустили за денежный перевод. За нашего Грибоедова Персия расплатилась алмазом величиной с кулак. А чем расплатится Ливия? Нефть она еще при Каддафи отдала западным компаниям, а алмазы с кулак давно в Алмазном фонде.

Интрига, как мы все понимаем, в том, что убит посол дружественной страны, союзник восставшего народа в борьбе с кровавым тираном. К тому же год назад державы не стали возражать против убийства толпой полковника, и сейчас, похоже, не очень возражают против того же с Асадом. Поэтому толпа решила, что это законная форма народного негодования. Может быть, В.В.Путин лучше понял темную ливийскую душу, чем Б.Х.Обама?
Есть сильнейшее искушение построить именно такой ход мысли. Вот свергли американцы правителей — пусть диктаторов, зато светских, привычных и прогрессивных — и получили. Этот ход мысли ошибочен в трех важных пунктах, и верен в одном, но как раз в том, где американцы мало на что могли повлиять.

Для начала, в Ливии и Египте, где штурмовали посольства, действительно прежний режим свергли, а в Йемене — нет, а посольство все равно штурмовали. И с большей страстью, чем в Египте — стране самой важной из арабских революций.

В Йемене ведь случилось ровно то, что российская дипломатия называет «мирным решением» для Сирии, и то, чего она официально хотела в Ливии: переговоры власти и оппозиции, замена одиозного правителя менее одиозным с гарантиями безопасности для бывшего диктатора и обещаниями реформ. То есть режим, в общем сохранился, а не лицом в пыль. В упомянутом Йемене президента Салеха на высшем посту сменил вице-президент аль-Хади. Всё, как мы любим. А бабушки точно так же падают из окон разгромленных посольств.

Брюс всемогущий

Во-вторых, этот ход мысли основан на вере в то, что правителей свергли и революции устроили американцы. Ну вера как вера — похуже Христа, получше макаронного монстра. Не самая возвышенная, конечно, но если кому хочется верить во всемогущих американцев, пускай: статью о свободе совести в конституции никто не отменял.
Как всякая вера она не нуждается в доказательствах, дана в откровении и слагается навзрыд — чем абсурдней, тем вернее. Ведь если не все контролирует всемогущая Америка — значит, все позволено. А ведь надобно же, чтобы человеку было куда пойти.

Для менее истово верующих в Америку напоминаю, что со времен арабских революций была Болотная пл. и пр. Сахарова. А на них из сомневающихся в арабах может кто-то сам был, может, друзья или родственники, или знакомые знакомых. И после этого представлять, что арабские революции устроил Госдеп, так же умно, как считать, что Госдеп собрал московские митинги, а Палата общин снаряжала на войну «Пусси Райот». Для тех же, у кого на Болотной не было ни друзей, ни знакомых, напоминаю, что два вполне проамериканских режима на Ближнем Востоке: в Тунисе и Египте — давно пали, а два самых антиамериканских: в Сирии и в Иране — все еще стоят.

Выбор у американцев с самого начала был не между устраивать или не устраивать революцию, а что делать с уже начавшейся — поддержать или помочь задавить? Вся идеология, вся публичная риторика американского государства такова, что поддержать было естественнее, чем давить. Это как если бы СССР в расцвете сил вдруг бросился во имя стабильности давить еще мало знакомого, но уже восставшего Фиделя Кастро.

Представляю, что было бы с американскими посольствами, если бы они помогли давить. Ну и не разбомбили бы Италия с Францией танки и самолеты Каддафи (как их не разбомбили в Сирии), ну была бы там такая же тягомотина, как в Сирии, на два года с двумя десятками тысяч мертвых тел. Это при том, что власть Асада невыразимо цивилизованнее власти Каддафи. Так что любителями американского мессианства можно даже развить такую мысль: американский посол как искупительная жертва. Да, он нелепо погиб в освобожденной от диктатора стране, такая вот благодарность за помощь в освобождении, но в противном случае на настоящий момент в той же стране на вот этот самый момент погибло бы — считаем по скромным сирийским меркам — 20 000 местных.

Мерзкие марсиане

Вообще же страна-лидер по разъяренным толпам, которые бросаются на разные иностранные миссии и организации и линчуют людей за подозрения в кощунствах, — это Пакистан, где сроду не бывает никаких революций, разве что военные перевороты, в ходе которых одного светского прогрессивного диктатора сменяет другой, еще более прогрессивный, а иногда бывает демократия с выборами британского образца, женщина-премьер и независимый суд. Вот на этой же самой неделе толпа со вкусом и обстоятельно сожгла односельчанина, про которого кто-то кому-то сказал, что кто-то видел, как в далеком детстве он сжег Коран. Попробовали бы они это в нашей православной мечети.

Кстати, не надо объяснять погромы посольств осведомленностью штурмующих. Она традиционно не выше, чем в упомянутом пакистанском аутодафе. Разъяренная толпа на Востоке образуется, примерно как очередь в СССР: сначала встаем, потом узнаем, за чем стоим. В этом смысле революции на арабском Востоке ничего не изменили.

Любой погром — посольства ли, коптского ли храма, любой захват туристов или взрыв отеля — сейчас воспринимается в этих странах как прямое следствие произошедших революций. Хотя погромы, поджоги и захваты были здесь до всяких революций и происходят там, где ничего похожего на революции последние лет 45 не было. Какие шикарные погромы и поджоги в коптских храмах были осенью 2010 года, при Мубараке в самый канун революции (по моему разумению — они были и одной из ее причин: копты перестали видеть в режиме защиту от фундаменталистской толпы), как шикарно при том же Мубараке взрывали пятизвездочные отели в Шарм-аль-шейхе, или Аммане (Иордания) — где до революции даже близко не дошло.

Правильно в упомянутом в начале ходе мысли только то, что революции — это зло. И поменять, что нужно, без них — гораздо, гораздо лучше. Но только власти страны и никто другой отвечает за то, чтобы обошлось без них. И революция — это не когда бездыханного диктатора кладут в тележку для мороженного, и не когда он вовремя вскакивает в предусмотрительно присыпанный лапником самолет. А в тот самый момент, когда на улицу выходит толпа, с чувством: ну всё, ну приехали. В этот момент бессмысленно говорить, что при Каддафи, Бен Али и Мубараке был покой стабильность. Была и вышла. На тот момент, когда дошло до самолета из-под лапника и тележки из-под мороженного, спокойно уже не жилось никому.

Но мерзость революции напрямую производна от абсурдности режима, на который она нацелилась. Все диктатуры — разные, и все революции — тоже разные. По оптимистичности надежд на плавность их хода и дальнейшее светлое будущее я еще в год 2011-й — год «арабской весны» — распределил их в таком порядке: Тунис, Египет, Ливия, Сирия. В Сирии, правда, не из-за режима, а и из-за того, что это режим меньшинств, которые и вырежут. А так связь между маразматичностью режима и ужасами революции — довольно прямая: чем запущенней первый, тем ужаснее вторая. Вот и сейчас курчавые всадники бьются в кудрявом порядке, и этот порядок всё тот же. Наименее погромная реакция на фильм безумного пастора зафиксирована в Тунисе, за ним идет Египет, а потом уже ужасы Ливии. Консульство-то в Бенгази, колыбели революции, не марсиане громили, а счастливые ливийцы, которые родились, выросли, получили образование и дальше процветали при заботливой власти прогрессивного и светского полковника. Или все-таки марсиане? А как на ливийцев похожи.

Истинный смысл погромов
Но главное — произошедшие погромы — это очевидное свидетельство, что худшие опасения не сбылись. Свидетельство того, что радикальные исламисты не считают установившуюся после революций в арабских странах власть своей. У нас ведь как беспокоились, как злорадствовали? Вот свергнут стабильных светских диктаторов и выберут на их место исламистов. А вот уже и выбрали. Видали? Ну сейчас, ну вот сейчас мало не покажется: Мубарака четвертуют прямо на больничной койке, присных его люстрируют для начала, а потом — на кол, пляжи закроют, музеи с их срамотой тоже, пирамиды снесут, школы расформируют, предварительно выгнав оттуда девушек и женщин (а может, и стариков), а дальше — принудительный пост, обязательный намаз, рубка рук и голов, разрыв дипотношений (у кого были) и война с Израилем.

При всей мерзости погромов последних дней надо признать очевидное: новые исламистские власти ни Египта, ни Ливии, ни Туниса не имеют к ним отношения. А имеют к ним отношение те, кто этими властями с их недостаточной верой, любовью и отечеством недовольны. Потому что вот и Мубарак жив, и публичных казней маловато, и с Израилем мир, и туристы на месте — меньше, правда, но только потому, что сами не едут, а так всё тот же welcomе, только в профиль — и девочки в школах, да еще по-прежнему, где были вместе с мальчиками, там и остались, и западные компании что добывали, то и продолжают, и деньги забирают себе, а не прямо все что есть — на нужды уммы, и пост не всеобщ, и жемчуг мелок и с Израилем всё еще нет войны. За что боролись?
Открыто обвинить новых руководителей в предательстве идеалов эти недовольные еще не могут, восстать против них — тем более: как-никак — первые в истории исламские власти родины. Вот и срывают гнев на американских консульствах. А свои же исламистские власти не хуже Мубараков их за это в розыск, в тюрьму, а надо — и на плаху.

Год назад еще не было таких настроений. Год назад неугомонный пастор Терри Джонс сжег-таки Коран, но на это, вопреки всему прежнему опыту, в арабском мире никто не обратил внимания. Так, побушевали дикие афганцы с пакистанцами. А арабский мир в тот год был занят настоящим делом: в кои-то веки у арабов появилась настоящая политика, они свергали диктаторов, формировали партии, смотрели дебаты, стояли в очередях на участках.

А потом произошло то, что бывает после всякой революции. Ее делает большая толпа, но рано или поздно наступает момент разойтись. Революция может обойтись без политиков, а выборы и власть — нет. И одни — немногие — идут в новые кабинеты, а другие — большинство — просто по домам. А это так трудно, так грустно. Сколько не расходился в Киеве Майдан — хотя уже и голоса пересчитали, и Ющенко наш президент. А все равно расходиться не хочется.

Только что мы были вершителями судеб, мучениками, готовыми пойти на смерть, возбужденным, радостным, трагическим коллективом героев, отражали верблюжью кавалерию, вставляли цветы в дула танков, грелись у костров в заснеженных палатках, перед нами выступали первые люди нашей страны, которых мы обычно видим по телевизору, политики, звезды эстрады и телесериалов, да что там — нас самих показывали по телевизору. А вокруг бегали люди с камерами. И что, теперь всё? Вот так сразу? Так вот взять и разойтись? Домой ? А где же всеобщее счастье, где волк рядом с ягненком? Где жизнь прекрасная, светлая, изящная? Где небо в алмазах? Где жизнь тихая, нежная сладкая, как ласка?
А в нашем, арабском случае — где святый и благоверный халифат, где скромные жены и почтительные дети, где одетые статуи и закрытые кинотеатры? За что, спрашивается, боролись? В их понимании — за это. А уже и ясно, кто виноват, что всё опять не так, вот и консульство их.

И вот, помянув американского посла со товарищи, скажем, что они погибли потому, что революции в Египте, Ливии и Тунисе, и даже в диком Йемене, несмотря на хаос и мерзость, и несмотря на то, что лучше бы поменять всё, что надо, без них, не пошли по худшему сценарию. Нигде не пришли к власти салафиты с ваххабитами и прочие, для которых важнейшим из искусств является искусство молитвы и поста.

Революционная толпа предсказуемо раскололась, но та ее часть, которая осела в кабинетах власти, гораздо лучше той, которая осталась на улицах. Что, собственно, и доказывает погром американских представительств этой обиженной и обделенной религиозной толпой.