Как не пролететь с самолетом

Поможет ли страхование пережить задержку рейса?

Российские законодатели все активнее перекладывают риски, возникающие у путешественников, на плечи страховщиков. В нынешнем году вышло уже два закона, направленных на защиту интересов наших граждан за рубежом с помощью страхования. Однако будут ли эти законы эффективно работать?

Нередко наши туристы страдают из-за отмены рейсов в результате поломок самолетов или банкротства авиакомпаний. На излете лета обанкротился итальянский авиаперевозчик Wind Jet, и в итоге российские путешественники, поехавшие в Италию, вынуждены были сами покупать себе обратные билеты на рейсы других авиакомпаний. Учитывая то, что самолетами данной компании еженедельно летали примерно три тысячи россиян, а билеты на рейсы были распроданы до октября, количество «безбилетников» впечатляет.

Чтобы граждане могли избежать дополнительных издержек из-за подобных неприятных ситуаций, Минтранс России и туроператоры предлагают ввести обязательное страхование всех возможных рисков при путешествиях на воздушных судах. Пока непонятно, как это будет выглядеть и тем более регулироваться. То ли турагентства станут продавать всем туристам только расширенные страховки вместо теперешних, где речь идет лишь о медицинском страховании, то ли в самолет без таких полисов пускать перестанут. Детали пока не продуманы. Участникам рынка ясно лишь одно: если эта идея воплотится в жизнь, то тарифы на страхование выезжающих за рубеж будут выше как минимум в полтора раза. Зато и незапланированные расходы клиентов будут компенсированы.

Вообще туризм в последний год все больше обрастает страхованием. С 4 июля 2012 года вступили в силу поправки к федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые предполагают создание туроператорами компенсационного фонда, средства которого пойдут на оплату доставки российских туристов домой и проживание в гостиницах, если турфирма разорится. Теперь все российские туроператоры обязаны отчислять в этот фонд 0,1% от выручки.

Планируется, что фонд заработает с 2013 года, а пока идут подготовительные работы. В частности, 24 августа в Федеральном агентстве по туризму прошло учредительное собрание «Ростурпомощи» — объединения туроператоров в сфере выездного туризма, созданного для оказания экстренной помощи путешественникам. В общем, лед тронулся. По крайней мере от рисков, связанных с банкротством турфирмы, наши путешественники будут защищены.

Также в июне этого года вышел федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», касающийся и авиаторов. Однако, хоть этот закон и предписывает всем российским авиакомпаниям страховать ответственность, предполагает он лишь компенсации за травмы и урон имуществу в результате аварий и других происшествий. Получается, что ни отмена рейса, ни банкротство иностранной авиакомпании никак в нем не затронуты.

Так что спасение отлетающих по-прежнему дело рук самих отлетающих, и пока им лучше тщательно выбирать опции, которые войдут в их страховой полис. Ведь в добровольном порядке можно застраховаться от задержки рейса, что обойдется примерно в 200 — 250 рублей. В этом случае страховая выплата составит 800 рублей за каждый час задержки сверх оговоренного в полисе времени, но не более 16 тысяч рублей. Однако и купив страховку от невылета, при отмене рейса из-за банкротства авиакомпании вы все равно будете вынуждены покупать новый билет, а потом, прилетев домой, уже сможете требовать компенсации этих расходов со стороны страховой компании. Да еще и там выплаты стандартно задерживают: вместо положенных 15 дней клиент ждет 2 — 3 месяца.

— Часто работу страховой компании тормозит то, что человек предоставил документы для выплаты не в срок и не в полном объеме, — комментирует Светлана Бугаева, эксперт совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров России. — А если вы сразу подали полный пакет документов, но страховщик не выполнил свои обязательства в срок, то следует обращаться в Федеральную службу по финансовым рынкам, которая накажет его за просрочку.

Если вы не покупаете страховку, то, по Воздушному кодексу Российской Федерации, все равно должны получить компенсацию от перевозчика в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки доставки пассажира к месту назначения, но не более 50% стоимости билета. Однако это касается лишь задержек. В случае отмены рейса по причине отзыва лицензии или банкротства авиакомпании те, кто путешествует через туроператора, могут потребовать деньги за билеты с последнего, а вот гражданам, поехавшим за границу самостоятельно, надеяться не на кого.

Получается, страхование — вовсе не панацея от всех туристических бед. Что же тогда делать? Неплохой выход предлагает Александр Нерадько, глава Федерального агентства воздушного транспорта: если собирать по 30 — 60 рублей со всех россиян, путешествующих на самолете (а это 70 миллионов человек в год), то можно сформировать резерв как минимум в два триллиона рублей, средства из которого при форс-мажоре будут передаваться авиационным властям, чтобы они фрахтовали дополнительные воздушные суда для перевозки людей, купивших билет у авиакомпании-банкрота. На данный момент это самый простой способ решения проблем, возникающих у наших туристов при банкротстве иностранных перевозчиков.