Латвия: единого поля ягода

В Латвии перед выборами хотят запретить негражданам возглавлять политические партии и закрыть Русское общество. Но есть русские политики, на которых гонения не распространяются. По какому принципу их отбирают?

Латвийский этнократический истеблишмент вступил в лобовую схватку с русскоязычными активистами. Группа латвийских юристов ведет работу над поправками к закону о политических партиях, согласно которым возглавлять их могут только граждане Латвии. Это стало результатом инициативы, выдвинутой государственным Регистром предприятий. Все эксперты единодушны во мнении о том, что данные поправки направлены в первую очередь против партии «За родной язык!» («ЗаРЯ») руководитель которой Владимир Линдерман и член правления Евгений Осипов являются негражданами Латвии. Кроме того, Регистр предприятий, который является в Латвии неким политическим цензором, предложил предоставить прокурорам право приостанавливать работу политических партий, чья деятельность будет сочтена антигосударственной.

Одновременно, министр обороны Артис Пабрикс написал письмо в Полицию безопасности с просьбой оценить деятельность организации «Русское общество в Латвии». По мнению министра, эту организацию «надо прихлопнуть». Гнев Пабрикса вызвала подготовленная Русским обществом в Латвии карта и тексты интернет-сайта, которые указывают на «антигосударственность, антиевропейскость, радикальный русский национализм, имперский реваншизм и скрытый антисемитизм».

Речь идет о «Карте Великой Отечественной войны в Латвии. 490 памятников и воинских захоронений», выпущенной при содействии посольства России. И вот об этом отрывке текста на сайте Русского общества: «За последние 800 лет земля, которая сейчас входит в Европейский союз и называется Латвийской Республикой, не раз была местом жестоких боев в большом противостоянии России и Европы. Берега Западной Двины и Балтийского моря политы русской кровью».

Русское общество в Латвии (РОЛ) было создано в 1995 году. Председатель правления РОЛ Татьяна Фаворская дважды была кандидатом на выборах в Сейм от партии «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) и намерена баллотироваться в Рижскую Думу в 2013 году. И это многим не нравится, причем не только латышским националистам.

Сегодня в муниципалитете Риги широко представлена «русская» партия «Центр Согласия», чья политика полностью отвечает названию и в народе зовется «политикой согласизма». Эта партия признает «оккупацию Латвии СССР» и настолько озабочена болью латышского народа, что о львиной доле своих русскоязычных избирателей давно забыла. Избранный мэром Риги представитель «Центра Согласия» Нил Ушаков до последнего тормозил возвращение прежнего исторического названия улице Джохара Дудаева.

Избрание в рижскую Думу более решительных представителей русского сообщества Латвии с требованиями официального статуса для родного языка, высшего образования на родном языке и гражданства всем негражданам грозит подорвать благополучие согласистов. Часть этих людей, входивших ранее в «ЗаПЧЕЛ», входит сегодня в движение «За равные права», собравшее более 8000 подписей за проведение референдума о гражданстве.

И тут мы подходим к тому, ради чего латвийское государство взялось за применение административного ресурса. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс из правящей партии «Единство» заявил, что главная борьба на муниципальных выборах 2013 года развернется в Риге и Латгалии. То есть в городе и регионе с большой плотностью проживания русскоязычных. По его мнению, задача партии «Единство» в этих условиях состоит в том, чтобы консолидировать латышского избирателя, привлечь голоса нелатышей и не допустить победы оппозиции.

Регистр предприятий предложил дать прокурорам право приостанавливать работу политических партий, чья деятельность будет сочтена антигосударственной. Таковой может быть сочтена при желании деятельность всех русских партий. Кроме блока «Центр Согласия».

«У главной проблемы нашей страны – впадения в нищету и, как следствия, роста социальной нагрузки – нет национальности или языковых особенностей. Но многие политические силы, которые представляют как интересы латышей, так и интересы национальных меньшинств, продолжают акцентировать внимание на национальных и исторических вопросах, уходя от решения социальных и экономических проблем». Это вполне могло бы быть выдержкой из программы правящей партии «Единство» — но это часть программы «Центра Согласия». Конвергенция более чем очевидная.

В общем, если присмотреться, то публичная политика члена ЕС Латвии похожа на российскую. В обеих странах есть правящая партия со словом «Единство» в названии, и есть тесно связанная с ней оппозиция (в нашем случае «Центр Согласия»). И тут, и там партия власти лихо использует административный ресурс. Видимо, критикуя Москву, латвийские политики сидят в зеркальном зале.