В ГИБДД Ленобласти агенты в штатском

Инспекторов на дорогах остро не хватает — таковы печальные результаты реформы МВД. На прошлой неделе, к примеру, двое несчастных автомобилистов, без особых последствий для себя и техники стукнувшиеся в поселке имени Тельмана Тосненского района, ждали наряд полицейских 11 часов!

Гаишников винить нет смысла — на весь район Ленобласти теперь работает два экипажа, приоритет для них — ДТП с жертвами и пострадавшими, а все остальные аварии оформляются по остаточному принципу. Не хватает у автоинспекции сил и на фиксацию нарушений.
Даже по официальной статистике ГИБДД, в январе — мае 2012 года автопроисшествий в Петербурге стало на 18,6% больше, чем год назад. Чего уж греха таить — распустились водители, почувствовали безнаказанность…

Что же теперь делать? Давать «задний ход» — не в правилах нашей власти. Поэтому объявления нового набора в ряды сотрудников ГИБДД для расширения штата, думаю, ждать не приходится. В Петербурге бороться с произволом решили с помощью установки автоматических комплексов фотофиксации. Причем помимо традиционных уже радаров, измеряющих скорость, недавно появились и те, что следят за любителями припарковаться там, где это запрещено. Идея, безусловно, хорошая и опробованная на практике во всем цивилизованном мире. Но очень уж медленно идет оснащение петербургских улиц этими самыми фотокомплексами. Да и невозможно ведь держать под присмотром каждую улицу в городе…

Раз инспекторов уже слишком мало, а камер еще слишком мало, то на помощь могут прийти только сами автомобилисты. Так, видимо, рассудили в красноярской ГИБДД и решили «завербовать» в ряды своих помощников-добровольцев обычных горожан. Как утверждают в краевой автоинспекции, на призыв откликнулись многие. Ветераны МВД, отставные военные, да и просто неравнодушные водители, которым надоели лихачи на дороге. Новоявленным агентам ГИБДД в штатском раздали видеокамеры и отправили дежурить на оживленные магистрали Красноярска. За первый же день «народные инспекторы» засняли

34 нарушения, рапортует региональная ГИБДД. Удастся ли наказать лихачей — это пока большой вопрос. Но процесс, что называется, пошел.

Очень надеюсь, что опыт красноярских гаишников будут перенимать их коллеги из других городов, а московское начальство этому всячески поспособствует. Потому что в нынешних условиях формирование агентской сети наподобие канувших в Лету ДНД — это весьма эффективное средство для наведения порядка на дорогах. Конечно, горстка энтузиастов с камерами не сможет заставить присмиреть всех городских лихачей. Да и на «непростых» водителей с корочками силовых структур вряд ли найдется управа. Но осознание того, что в соседней машине может сидеть агент ГИБДД с включенной камерой, позволит лишний раз задуматься: а стоит ли вылезать на встречную полосу через сплошную, объезжать пробку по обочине или тротуару или парковаться на пешеходном переходе…

Не менее важно и то, что такое сотрудничество поднимет наконец уровень доверия к автоинспекции и к полиции в целом. Согласно последним данным исследований «Левада-центра», людям в погонах доверяет только 35% населения, что незаслуженно мало. Среди гаишников добросовестных работников намного больше, чем негодяев, — это я могу сказать из собственной практики общения с ними, в том числе и в роли нарушителя ПДД. Однако если люди увидят, как ГИБДД вместе с энтузиастами в штатском ловят нарушителей, веры труженикам радара и жезла будет больше в разы.

Впрочем, наверняка злые языки поспешат объявить акцию сибирских автоинспекторов «новым тридцать седьмым» или каким-нибудь подобным эпитетом, намекая на попытку возродить институт «стукачества». Действительно, кое-какие параллели имеются. Тогда ведь жаловались «куда следует» от страха или ради получения определенной выгоды. У автомобилистов, готовых сотрудничать с ГИБДД, мотивы все те же: они боятся за свою жизнь и жизнь своих близких, ежедневно подвергающихся риску попасть в аварию по вине лихачей. И лично я не вижу в этом ничего странного и предосудительного. Обстановка на дорогах касается всех, и у каждого из нас есть личная заинтересованность в том, чтобы нарушителей стало меньше.

Только вот что-то мне подсказывает: уже довольно скоро энтузиазм красноярских добровольцев немного поутихнет, и в рядах «спецагентов» останутся лишь пенсионеры и фанатично преданные закону ревнители ПДД. Уж слишком забюрократизирована в современной России процедура подачи жалобы на нарушителя. Заметил лихача, едва не спровоцировавшего ДТП? Видеозаписи с его «художествами» будет недостаточно, даже если в кадр попадают номера. Изволь написать заявление в ГИБДД от собственного имени с указанием паспортных данных, а когда лиходея изловят, то явиться в отделение автоинспекции для дачи дополнительных показаний. Человек работающий, когда его пару раз вызовут к дознавателю, а потом еще и в суд, крепко затем задумается, так ли ему необходимо наводить порядок на дороге ценой собственных нервов и времени?

Очевидно, что систему обратной связи ГИБДД с населением надо упрощать. Вслепую копировать западный опыт не стоит. Ведь в той же Германии водителя могут привлечь к ответственности, если какой-нибудь доброжелатель позвонит в полицию и скажет, что тот не пропустил бабушку на переходе. У нас безоговорочно верить на слово не стоит, иначе полицейских засыплют звонками лжесвидетели. Анонимно оставлять жалобы в Интернете я бы тоже разрешать не стал, а вот обязанность подающего жалобу лично приходить на допрос и в суд — явно лишняя. Записи с нарушением, если отчетливо видно регистрационные знаки, должно быть достаточно. Подделать номера на видео в домашних условиях абсолютно нереально (чего не скажешь о цифровых фотографиях), поэтому ложных доносов не будет.

Но как же презумпция невиновности? Вдруг собственник дал покататься на машине другу или вообще продал ее по генеральной доверенности? Возражение разумное — в некоторых европейских странах визуальные материалы не считаются доказательствами нарушения ПДД, если на них не видно лица водителя. Но в нашей стране эта практика не работает. Если автомобиль снял фоторадар, штраф придет собственнику, который и является крайним в этой ситуации. Передал автомобиль другому человеку — твои проблемы. Конечно, упрощение процедуры подачи жалобы потребует по-настоящему серьезной реформы всей системы административного делопроизводства. В ближайшее время нам это вряд ли светит, поэтому, пожалуй, привлечение бдительных пенсионеров с видеокамерами, готовых тратить время на визиты в ГИБДД и суды, это единственный способ наладить сотрудничество автоинспекции с народом.