Транспортная система Москвы не готова стать интеллектуальной

Аудиторы выяснили, что Центр организации дорожного движения Москвы не смог в 2011 году освоить половину средств (около 4 млрд рублей), выделенных из бюджета на внедрение в городе интеллектуально-транспортной системы.

Фото: РИА НовостиКонтрольно-счетная палата (КСП) Москвы представила итоги проверки того, насколько эффективно Центр организации дорожного движения (ЦОДД) потратил выделенные ему в 2011 году деньги из бюджета города. Речь идет о сумме в 8,366 млрд рублей, которая по распоряжению столичного мэра Сергея Собянина должна была пойти в прошлом году на финансирование мероприятий по организации дорожного движения. Это в 6,3 раза больше, чем в 2010 году.

В ходе проверки Контрольно-счетная палата выяснила, что ЦОДД по тем или иным причинам не смог освоить половину средств: израсходовано было только 4,48 млрд рублей, то есть 53,6% от установленных объемов. При этом общая сумма неправомерно использованных бюджетных средств составила 122,544 млн рублей, а сумма неэффективно использованных — 361,93 млн рублей.

Увеличение финансирования ЦОДД в 2011 в несколько раз было связано с задачей, поставленной мэром Москвы Сергеем Собяниным перед специалистами центра — внедрить в городе интеллектуальную транспортную систему (ИТС). В рамках этого проекта в городе должна появиться единая система фиксации нарушений ПДД, информационные табло с данными о заторах, система автоматического мониторинга мест на парковках и другие технические новшества.

Как выяснили аудиторы, именно на внедрение ИТС была потрачена меньшая часть средств — 2,7 млрд рублей (44,3%). Причем из шести составляющих системы, которые планировалось запустить в прошлом году, в итоге заработали только две — система фотовидеофиксации нарушений ПДД и система мониторинга транспортных потоков.

По словам аудитора КСП Анатолия Кузнецова «сумма ущерба, причиненного городу, составила 32,788 млн рублей, из которых подлежит возмещению в бюджет 17,383 млн рублей». Практически все эти средства были возмещены в ходе проводившейся проверки.

В КСП констатируют, что недостатки, «допущенные ЦОДД в организации работ по исполнению и размещению государственного заказа, привели к невыполнению в полном объеме мероприятий по организации дорожного движения, предусмотренных городскими программами и иными правовыми акциями».

«В Москве отсутствуют действенные механизмы увязки планов проектирования и строительства светофорных объектов между отраслевыми органами исполнительной власти. Так, работы по проектированию светофоров выполняются одновременно ЦОДД и подведомственными организациями комплекса градостроительной политики и строительства Москвы», — сообщил Анатолий Кузнецов.

Аудитор также добавил, что нынешний порядок строительства новых светофоров не позволяет оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации для того, чтобы, в частности, можно было предотвратить ДТП.

За нарушение сроков работ ЦОДД обязали возместить в московский бюджет неустойку в размере 221 тысячи рублей.

В ЦОДД объясняют невыполнение работ в полном объеме объективными причинами. К примеру, устаревшими светофорами, которые непригодны для модернизации, или реконструкцией магистралей, где была запланирована прокладка кабеля ИТС. Однако то, насколько теперь будут сдвинуты сроки работ, BFM.ru выяснить не удалось. Напомним, в январе прошлого года Сергей Собянин заявил, что комплексная система управления дорожным движением заработает к 2013 году в полном объеме.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов в беседе с BFM.ru предположил, что одной из причин сложившейся ситуации может быть то, что власти более активно взялись за борьбу с коррупцией и нецелевым расходованием средств. «Это могло сказаться на том, что в ЦОДД, оценив ситуацию и поняв, что нет ничего, на что можно потратить деньги, перестраховались и деньги эти тратить не стали», — пояснил эксперт.

По его словам, пока однозначно обвинять кого-то преждевременно, поскольку недостаточно конкретных фактов: «Пока это промежуточные итоги работы, да и ситуация эта не уникальна. Масса проектов в Москве переносятся по разным причинам, поэтому данная ситуация в целом рабочая и не слишком выбивается из общей стилистики реализации подобных проектов».

Старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков не исключает, что изначально выделенных денег на проект просто не хватает. «Вероятно, для того, чтобы реализовать такие системы, требуется больше денег, чем предусмотрено бюджетом. Вполне возможно, что задание оказалось настолько сложным, что его не стали выполнять за те деньги, которые были предложены».

Отметим, что ранее директор по развитию компании «Эшелон Геолайф», занимающейся анализом и консультациями по вопросам внедрения ИТС в Москве и Казани, Игорь Хереш в интервью BFM.ru говорил о том, что установка систем интеллектуально-транспортной системы в Москве по ряду причин может быть затруднена. Также он рассказал, что иностранные специалисты называют ситуацию с инфраструктурой Москвы крайне сложной.

В частности, одна японская компания, которая занималась ИТС Пекина, в результате чего удалось на 30% уменьшить пробки в городе, отказалась сделать то же самое в нашей столице. «Ее специалисты приезжали в Москву и приватно проанализировали дороги, перекрестки и дорожное движение в городе. Они занимались этим месяц за свой счет. По итогам своих исследований они заявили следующее: если даже нас попросят найти решения в Москве, мы не возьмемся, потому что они не сработают. Не готова Москва к ИТС. Не может быть с гигантского Третьего транспортного кольца съезд на одну полосу. Не важно, какие светофоры мы поставим, это может ухудшить ситуацию, потому что светофор будет уверен в том, что если у тебя три полосы идут на съезд, то далее должны быть также три или четыре полосы. Поэтому мы просто можем ничего не сделать и навредить своей репутации», — рассказал эксперт.