Общество гигантских прожектов: о призыве Рогозина

Призыв вице-премьера Дмитрия Рогозина поставить перед собой амбициозную задачу – создать уже в ближайшем будущем российскую базу на Луне, живо напоминает историю коротышек из книги Николая Носова, которые основали «Общество гигантских растений», чтобы разом решить все проблемы зашедшего в тупик капиталистического общества.

Предложения к 2030 году высадиться на Луне с дальнейшей перспективой развертывания там постоянно действующих станций Дмитрий Рогозин сделал во вторник, выступая в передаче Владимира Соловьева в эфире радиостанции «Вести ФМ».

Кто спорит, перспектива неплоха. Как представишь – не пройдет и два десятка лет, как мы, наконец-то, попадем на ближайшее к Земле небесное тело. То есть, сделаем то, что американцам удалось каких-то 43 года назад.

Нет, конечно, Советский Союз тоже ставил перед собой гигантские задачи, и большинство из них успешно реализовывал, не считаясь, правда, с затратами. Но вот с лунным проектом не получилось. В то время как США в лунной гонке взяли на вооружение, фактически, советские методы управления: детальное многолетнее планирование, концентрация и четкое распределение ресурсов, подчинение всех подрядчиков единому штабу в НАСА и создание во всей отрасли единой «вертикали власти», замыкающейся непосредственно на президента, в СССР царили склоки и раздрай между несколькими суверенными космическими фирмами, а малокомпетентное руководство страны переложило решение возникавших проблем на партийных чиновников, которых больше заботила идеологическая оболочка, чем техническая начинка.

В итоге ссора между вдохновителем лунного проекта Сергеем Королевым и его давним соратником, создателем ракетных двигателей Валентином Глушко, по мнению многих авторитетных специалистов (в частности, Б.Е.Чертока) стала корнем тех бед, которые помешали не просто обогнать американцев, а вообще отправить советского человека на Луну. (Сейчас, когда история многих советских побед незаслуженно забыта, а подчас и злонамеренно искажена, вспоминая эту неприятную историю нельзя не отдать должное академику Валентину Петровичу Глушко, который своим единоличным решением «похоронил» лунную ракету Н-1 Королева-Мишина, но затем создал суперракету «Энергия», о воссоздании аналога которой недавно начали мечтать в Роскосмосе).

Как бы то ни было, помирить в шестидесятых годах прошлого века двух коммунистов не удалось даже уже тогда всесильному руководителю советского ВПК Дмитрию Устинову, с которого Дмитрий Рогозин явно лепит свой нынешний образ. Что говорить о временах нынешних, когда угроза «положить партбилет на стол» ну никак не произведет впечатления на «генералов» российской оборонки.

Ни идеологическая сверхзадача, ни комсомольский энтузиазм, ни даже просто гордость за свою страну не способны сегодня двинуть вперед ни одно большое дело. Значит, способ остается только один – завалить отрасль горой денег. Это, может, даже и хорошо (если бюджет позволяет), только деньги сами по себе ракеты на Луну не отправляют. Для этого нужны люди. Причем не только грамотные специалисты, которые будут «крутить гайки», а объединенные усилия всего народа, как это было в США во время реализации программы «Аполлон».

«У нас в космической деятельности есть большое соревнование между странами, и поэтому должна быть большая сверхцель, которая потянет за собой науку, промышленность, которая позволит стране вырваться из того плена проблем, в которых мы находимся 20 лет», — убеждает Рогозин.

Дерзко, смело, а главное, оригинально! По мысли Рогозина, лунный проект в Российской Федерации десятых годов 21века способен возбудить, вдохновлять и объединить российский народ. Он уже сейчас, вероятно, должен заразиться новой национальной идеей и двадцать лет жить ею, не отвлекаясь на всякие там митинги.

Судьба куда менее амбициозного проекта – создания «чисто российского» среднемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100 показывает, что ни бессчетные миллиарды, ни активнейшая госпропаганда не приводят к немедленному результату. К медленному, кстати, тоже – буквально пару дней назад очередной рейс «Суперджета» был отменен из-за очередных неполадок.

Возвращаясь к лунному проекту. Он может подтолкнуть развитие науки и промышленности, если сам, в свою очередь, опирается на уже существующую мощную науку и промышленность, как это и было в Советском Союзе. А те – на сильное массовое образование. В том числе, и профтехобразование.

Где все это? Где те высококвалифицированные рабочие, которые еще способны выполнять технически сложные задания? Кто придет им на смену (если кто-то из них еще работает) через 15-20 лет? И придет ли?

Где те ученые и конструкторы, которые, как в свое время Сергей Королев, не боятся перечить начальству, а пуще того, «эффективным менеджерам», которые везде, всюду и всем теперь у нас заправляют? Остались ли еще, и если остались, то получат ли шанс воплощать свои мечты в нынешней системе корпоративного производства?

Это вопросы, на которые у Рогозина если и есть ответ, то, наверное, такой: «Дадим денег, и все появится».

Если потратить на дорогу миллиард там, где можно было обойтись миллионами, это не гарантирует от того, что ее не смоет первым же дождем. И даже не в извечной коррупции дело.

Проблема в том, что генерация государственных мужей, находящихся сейчас у власти, не верит ни во что, кроме денег и пиара. А на них далеко не уедешь. Не то, что на Лун