Оружие оккупантов — бульдозеры и экскаваторы

В начале августа правобережье реки Сходня уже было похоже на строительную площадку. Здесь стояли строительные вагончики, но дальше вырубки деревьев строители тогда не продвинулись. Берега реки еще были похожи на берега, а на высоком заборе красовалась вывеска, что за ограждением ведутся берегоукрепительные работы.

Экологи уже давно говорят, что застройка поймы Сходни представляет серьезную угрозу популяции 37 редких растений, занесенных в Красную книгу. В том числе и семи видам дикорастущих орхидей, из которых два — уникальные. 81 вид птиц, в том числе такие редкие, как пустельга, чеглок, осоед, крачка, белоспинный дятел и ястребиная славка, тоже сгоняются с насиженных мест и могут исчезнуть.

Белоспинные дятлы, конечно, не белые стерхи, но застройкой заинтересовались и в Кремле. Это произошло после публикации «Как президент спасал, но не спас орхидеи» («Новая», № 88 от 8 августа 2012 г.) и редакционного запроса в администрацию президента России о судьбе поручений Дмитрия Медведева (в то время еще президента) Юрию Трутневу (в то время еще министру природных ресурсов и экологии) и Борису Громову (еще губернатору Московской области) проанализировать факты нарушений природоохранного и градостроительного законодательства при застройке долины реки Сходня.

Вскоре уже новый губернатор Московской области Сергей Шойгу поручил остановить стройку и принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства. Заместитель председателя правительства области Дмитрий Куракин быстро доложил и губернатору, и местным жителям, что стройка остановлена.

5 сентября в эфире «Эха Москвы» и.о. главы городского округа Химки Олег Шахов продублировал рапорт о консервации стройки, заявив: «На сегодняшний день строительство на реке Сходня остановлено. Я затребовал все документы разрешительные, по которым это строительство ведется. Мы сделали запрос вместе с федеральными органами, которые отвечают за воду, за реки, соответственно, в природоохранную прокуратуру и сейчас ждем ответов от прокуратуры».

Но заверения Куракина и Шахова не вызывают доверия. В воскресенье я снова побывал на правом берегу Сходни и с удивлением обнаружил там огромное количество строительной техники. Техника явно не стояла без дела. За прошедший месяц на правобережье были вырыты котлованы под возведение первых 8-этажек с подземными парковками, а правый берег Сходни закован в тиски габионов — бетонных берегов. И это несмотря на предупреждение экологов, что габионы превратят Сходню в сточную канаву. (Об этом «Новая» писала в августе.) Привели мы тогда и авторитетное мнение ученого-эколога Ивана Аверченкова: «Габионы уничтожат всю прибрежную экосистему: ведь заросли вдоль реки — это место гнездовья птиц, а птенец, упавший в такую реку, никогда оттуда не выберется. Очевидно и негативное воздействие габионов на рыб. В 2005 году научное исследование выявило в Сходне 24 вида рыб, 3 из них занесены в Красную книгу Москвы».

Между тем застройщики уже перестали скрывать свои планы. На ограждении появился «Паспорт строительства». Правда, на заборе, прилегающем к Куркинскому шоссе, появились красочные билборды, утверждающие, что за забором возводятся спортивные объекты Олимпийской деревни.

— В свое время эти земли поменяли кадастровый номер. Земли городского поселения были переведены в земли «под строительство спортивных сооружений», — утверждает Дмитрий Клюзко, житель деревни Юрово. — И это законное решение. Потому что перевод земель из одной категории в другую был осуществлен решением Московской областной думы. А вот изменение кадастрового назначения земель уже «под жилищное строительство средней этажности» — это уже беззаконие. И мы намерены добиться вынесения судебного вердикта об отмене этого решения.

Свою идею Дмитрий Клюзко озвучил на санкционированном митинге против застройки правобережья Сходни, который состоялся в минувшее воскресенье. Митингующие решили обратиться в суд с коллективным иском.

Кандидат в мэры Химок Евгения Чирикова, которая тоже участвовала в митинге, заявила, что подобная ситуация по всем Химкам, всюду «ресурсные спекуляции с землей»:

— Я прямо слышу хруст, с которым они жрут нашу землю! И не могут насытиться и остановиться!

Известный журналист Александр Минкин, живущий недалеко от новостройки, был еще более радикален:

— Это не спекулянты, а оккупанты. Они вторглись на нашу землю, захватили ее, но они здесь не живут. Все их деньги и их дома — за границей. Одновременно с заверениями о том, что стройка остановлена, здесь вбивались сваи и работали экскаваторы.

По окончании митинга его участники приняли резолюцию, в которой потребовали от Владимира Путина и Сергея Шойгу выполнить поручения президента России и губернатора Московской области и остановить застройку правобережья реки Сходня.