Потомок махараджей хочет через суд вернуть алмаз Кох-и-Нор

Потомки последнего махараджи Сикхской империи решили вернуть сокровища, вывезенные в Великобританию из Индии в колониальную эпоху. Они претендуют на знаменитый алмаз Кох-и-Нор, украшающий корону британских монархов, золотой трон сикхских императоров, а также останки последнего махараджи, еще подростком вывезенного в Шотландию. Все эти ценности они намерены передать Золотому храму в Амритсаре — главному мировому центру сикхизма.

В суд обратилась семья 50-летнего Джасвиндера Сингха Сандханвалии (Jaswinder Singh Sandhanwalia), который живет и занимается бизнесом в Амстердаме. Он и его родственники хотят на основании исторических документов доказать, что являются наследниками последнего сикхского махараджи Дулипа Сингха. Если им это удастся, Индия получит шанс обрести сокровища, возвращения которых безуспешно требует со времен обретения независимости. Рассматривать дело Джасвиндера Сингха будет суд в городе Чандигарх — столице Пенджаба, на территории которого до начала британской колонизации находилась Сикхская империя.

Главным и единственным доказательством родства Джасвиндера Сингха с махараджами является письмо его предков, адресованное Дулипу Сингху. Его обнаружил бывший журналист Sunday Telegraph Кристи Кэмпбелл (Christy Campbell), когда искал материал для своей исторической книги «Ларец махараджи», опубликованной в 2002 году. Во время работы над ней в архивах британского министерства по делам Индии он наткнулся на письмо, датированное 7 января 1889 года.

Послание было написано тремя членами семьи Сандханвалии, в том числе его прадедом, который приходился Дулипу Сингху двоюродным братом. В письме речь идет о подготовке восстания против англичан, которое должно было восстановить власть махараджи в Индии. Планировалось, что Дулип Сингх вернется в Индию с 20 тысячами иностранных наемников. Заговорщики боялись, что сами индусы не решатся на новый бунт после провала восстания сипаев в 1857-1859 годах.

Собственно, для Джасвиндера Сингха самым важным местом этого послания является одна-единственная фраза, в которой авторы письма благодарят махараджу за то, что тот назначил их своими наследниками. Эта фраза вселила в Сингха надежду на то, что он сможет отсудить у Великобритании сокровища сикхов, и в первую очередь знаменитый алмаз Кох-и-Нор, название которого в переводе с фарси значит «гора света». Споры о том, какой стране должен принадлежать камень, регулярно омрачают встречи британских и индийских официальных лиц.

Происхождение этого алмаза достоверно неизвестно. Считается, что он был найден в районе Голконды на юге Индии. По одной из версий, впервые он упоминается как огромный драгоценный камень в древнем санскритском эпосе «Махабхарата», и уже тогда его история насчитывала несколько тысяч лет. По другой, впервые о нем говорится в письменном памятнике 1304 года как о сокровище делийского султана Ала-ад-дина, похищенном у раджи Малвы. Следующее упоминание о Кох-и-Норе встречается в 1526 году в Книге Бабура — воспоминаниях вторгшегося в Индию Захира ад-дина Мухаммеда Бабура, основателя империи Великих Моголов. С тех пор алмаз украшал тюрбаны могольских правителей, а позднее был вставлен в золотой павлиний трон.

Алмаз еще много раз переходил от одного завоевателя к другому в качестве военного трофея. В связи с историей камня сложилась легенда, согласно которой тот, кто овладеет Кох-и-Нором, овладеет миром, но познает все несчастья. И только на богов и женщин это проклятие не распространялось.

К середине XIX века алмаз оказался во владении Дулипа Сингха — махараджи Сикхской империи, просуществовавшей на севере современной Индии с 1799 по 1849 год. Он перешел к нему по наследству от отца — легендарного основателя империи Ранджита Сингха, прозванного Львом Пенджаба. Государство окончательно распалось и было аннексировано британской Ост-Индской компанией в 1849 году. 15-летнего Дулипа Сингха, принявшего христианство, британцы увезли в Шотландию, где воспитывали в традициях местной аристократии, а вместе с ним захватили и алмаз Кох-и-Нор, а также золотой трон сикхов. Официально было объявлено, что Дулип Сингх преподнес их в дар королеве Виктории.

В Великобритании камень поначалу не произвел особого впечатления. Европейцам он показался недостаточно изящным, и его решено было отдать голландским ювелирам, которые сделали из него бриллиант. При этом в процессе обработки он потерял почти половину своего веса: вместо 186 карат стал весить 109. Камень переходил из одной короны в другую, пока в 1937 году не оказался в венце королевы Елизаветы внутри мальтийского креста, где пребывает до сих пор. Сама королевская корона хранится в лондонском Тауэре.

Индийцы требуют вернуть им камень с тех пор, как получили независимость в 1947 году. В 1976 году к этим требованиям присоединился Пакистан, который некогда также был частью Британской Индии.

Лондон всегда мотивировал свой отказ отдать драгоценности тем, что камень был подарен королеве Виктории ее законным владельцем. В 2010 году британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону пришлось объяснять, что, согласись он отдать что-то одно и Британский музей тут же опустеет: Египет потребует вернуть Розеттский камень, а Греция — мраморы Элгина. Такие объяснения, конечно, не удовлетворили индийцев, и они с радостью поддержат иск Джасвиндера Сингха Сандханвалии. И даже не исключено, что чандигархский суд вынесет решение в его пользу. Вот только шансы на то, что Лондон безоговорочно подчинится его вердикту, невелики.