Президентская кампания в США проходит жестко, даже слишком

Четыре года назад Барак Обама справедливо заметил: сегодня благодаря видео- и фототехнике, кандидат в президенты США становится персонажем реалити-шоу. Каждый день ежеминутно политики находятся под прицелом официальных (ТВ, радио, газеты) и «неофициальных» (интернет-блоги, социальные сети) СМИ. Нынешняя кампания, как отмечают эксперты, проходит жестко, даже слишком.

Тому есть причины. Ситуация в экономике — безрадостная, оба соискателя кресла в Белом доме предлагают прямо противоположные программы выхода из кризиса. Вдобавок Обама и Ромни не выносят друг друга на личном уровне, если верить утечкам в прессу из «информированных анонимных источников» в штабах каждого из кандидатов.

Исследование, проведенное социологической службой Pew, показало, что 72% материалов, посвященных Обаме, и соответственно 71% — М. Ромни, выдержаны в негативном ключе. В основе исследования — анализ 800 материалов 50 ведущих информационных изданий США, содержащих в общей сложности 1772 оценочных суждения журналистов о кандидатах. Пресса, как известно, — зеркало общества. В данном случае — мыслей и чаяний избирателей. Нынешний негатив бьет рекорды. Для сравнения: 4 года назад, когда кризис в Америке был даже острее, кандидат от демократов Обама получал в СМИ только 31% отрицательных оценок, можно сказать, был «любимчиком» прессы. Но и его соперника — республиканского сенатора Джона Маккейна критически оценивали лишь в 57% публикаций.

Но чтобы оба кандидата получали в прессе свыше 70% негативных оценок — такого еще не было! Том Розенштиль, директор отдела социологической службы Pewпо работе СМИ, отмечает, что главной мишенью прессы стали результаты первого срока президентства Обамы — показатели уровня безработицы и миллиардов денег налогоплательщиков, направленных на стимулирование экономики и помощь финансовым институтам Уолл-стрит. Одновременно пресса внушает избирателям образ Ромни — глухого «к нуждам простых американцев» бизнесмена, типичного представителя преуспевающей элиты, «золотого процента» страны.

Если пресса еще пытается быть объективной и представлять разные точки зрения, то избирательные штабы, запускающие в эфир агитационные ролики, проводящие широкую кампанию в социальных сетях — «Твиттере», «Фейсбуке» и т.д., — с политическим конкурентами не церемонятся.

«Митт Ромни убил мою жену» — этой рекламе с участием сталевара Джо Соптика из разорившейся компании GSIndustriesгазета «Вашингтон пост» присвоила «4 Пиноккио» («Наивысшая фактическая недостоверность»). Ролик в телесетях и интернете запустила прообамовская общественная организация PrioritiesUSA. Бывший рабочий Джо Соптик заявляет с экрана, что смерть жены стала следствием потери им работы и невозможности оплачивать медицинскую страховку после того, как компанию GSIndustriesскупила фирма Митта Ромни — Bain Capital. Газетчики проверили: когда компания, в которой работал сталевар, обанкротилась, Ромни уже отошел от дел в Bain Capital, а когда через 5 лет умерла жена Джо Соптика, Ромни занимал пост губернатора Массачусетса. Сегодня общий заработок бывшего сталевара, ставшего школьным сторожем, благодаря пенсии, составляет все-те же $46 тысяч в год, которые он получал на прежней работе. Соптик повторно женился — на своей школьной подружке, с которой знаком 42 года. Живут они счастливо. Заключительная деталь: этот сталевар, представленный в ролике типичным представителем американского пролетариата, уже много лет — активист Демократической партии.

Еще одна тема «черного пиара» демократов — отказ Митта Ромни опубликовать свои налоговые декларации. Глава сенатского большинства Харри Рид, ссылаясь на свои источники, заявил, что соперник Обамы в течение 10 лет недоплачивал налоги в казну. Один из лидеров демократов был тут же обвинен во лжи, но наотрез отказался раскрыть источник информации «из окружения Ромни». Тот факт, что Ромни открыл свои налоговые декларации только за последние 2 года, оппоненты объясняют так: он не хочет раскрывать размер пожертвований в фонд мормонской церкви. Ромни отвергает обвинения демократов: он отдавал казне налоги по ставке не менее 13% в течение 10 лет.Ранее политик публично заявил, что регулярно жертвует «десятину» церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Согласно налоговой декларации Ромни, за минувшие два года мормоны получили от него $4,1 млн — 9,7 процента доходов. А общее состояние Ромни — $250 млн, что делает его одним из самых богатых кандидатов на пост президента в истории США.

Ответный ход республиканской команды — ролик с участием владельца ресторанной сети Papa Johns Джона Шнаттера, который заявил, что из-за обамовской реформы здравоохранения, обязывающей каждого американца покупать медицинскую страховку, ему, чтобы компенсировать расходы на покупку страховки персоналу, придется повышать цены на пиццу — в среднем на 15 центов. Число антиобамовских откликов посетителей Papa Johns сразу же подскочило более чем вдвое: с 23 до 52%.

Президент другой ресторанной сети «фастфуда» — Chick-Fil-A — Дэн Кэси выступил против однополых браков, заявив, что поддерживает семью «в библейском смысле этого слова». Это, как известно, официальная позиция республиканцев, выступающих также за запрет абортов. Сторонники Обамы, в их числе популярные ведущие кулинарных программ, отреагировали моментально, призвав на своих страницах в социальных сетях к бойкоту продукции Chick-Fil-A. Телевидение немедленно подготовило сюжеты о том, как поход за жареной курицей (кстати, излюбленным блюдом афроамериканцев) может стать «политической декларацией». Chick-Fil-A пришлось выступить с официальным заявлением: «Каждый клиент, независимо от веры, расы, пола и сексуальной ориентации, достоин всяческого уважения».

В другом агитационном ролике команда Ромни обвинила Белый дом в отказе от социальной реформы, которую в 1996 году провели совместно демократическая администрация Билла Клинтона и республиканский конгресс. Социальная реформа сделала тогда поиск работы «обязательным условием для получения пособий по безработице». Теперь Обама разрешил отдельным штатам снять это требование. Ромни обвинил своего соперника в том, что тот поощряет безработицу и приучает людей «годами сидеть на социальных пособиях». Автор реформы Билл Клинтон пришел на помощь Обаме. Бывший глава Белого дома заявил, что нынешняя администрация не собирается устранять принципиальную взаимосвязь между поиском работы и выплатой пособий.

Любопытно, что в июне Клинтон выступал и в защиту Митта Ромни: «Нет никаких сомнений в том, что человек, работавший губернатором, сделавший солидную карьеру в бизнесе, проходит необходимый квалификационный порог, чтобы быть избранным». Рейтинг популярности Билла Клинтона сегодня составляет 66%, на зависть обоим кандидатам, чей показатель «непопулярности», по данным совместного исследования телеканала NBCи газеты WorldStreetJournal, достиг рекордных величин: у Обамы — 43%, у Ромни — 40%.

Нынешняя кампания ставит рекорды по объемам «черного пиара», которому неискушенный избиратель склонен доверять.Большинство рекламы на ТВ посвящено не программам кандидатов, а критике соперника. 6 ноября многие американцы, похоже, будут для себя решать, не кто лучше, а с кем может быть еще хуже.