Рабство на стройках АТЭС

На строительстве комплекса зданий для приема гостей завершившегося в минувшие выходные во Владивостоке саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) трудились не только россияне, но и иностранные гастарбайтеры. О том, как неоплачиваемый труд приехавших на возведение объектов рабочих из Северной Кореи помог России на относительно приличном уровне встретить мировых лидеров, пишет канадская газета The Globe and Mail.

Издание описывает рабский ударный труд северокорейцев на российской стройке на примере одного из приезжих по имени Бабай. Мужчина, с которым общались журналисты, во время разговора «часто, но тревожно» улыбался. Сначала он сообщил, что работать в России «прекрасно», так как оплата намного выше, чем на родине. Впрочем, после этих слов Бабай спохватился и тут же добавил, что жизнь в Северной Корее тоже «очень хорошая».

По данным автора статьи, выдержки из которой приводит InoPressa, за свою работу по 12 часов в день на ремонте старого здания банка во Владивостоке Бабай не получил от российской фирмы ни копейки. Все заработанное гастарбайтером каждую неделю забирал кадровый политработник из Трудовой партии КНДР.

Идеальные рабочие — вкалывают, ничего не требуя

Подрядчик Денис Доценко рассказал The Globe and Mail, что нанять бригаду рабочих из Северной Кореи очень просто — достаточно сделать один-два звонка. По словам Доценко, он платил политработнику от 75 до 80 тыс. рублей в месяц за каждого рабочего. Как пояснил подрядчик, предполагалось, что часть этих денег должна была идти семьям гастарбайтеров, оставшимся в КНДР, но никаких гарантий этого нет. По его данным, северокорейцы поставлены в безвыходное положение — ведь если они решат работать для себя, их могут убить или расправиться с родными.

Профессор экономики из Владивостокского государственного университета Александр Латкин в интервью изданию отметил, что северных корейцев считают лучшими работниками — они без устали работают с утра до ночи, при этом не требуют ни высокой зарплаты, ни нормальной еды, ни приличных условий проживания. Профессор убежден, что привлечение труда приезжих из КНДР является «формой рабства».

Местные предприниматели на условиях анонимности рассказали газете, что за несколько недель до начала саммита власти приказали им прекратить использовать труд иностранцев, чтобы, по всей видимости, не попасть под град критики со стороны международной общественности.

«Рабов» из КНДР режим присылал еще в эпоху СССР

The Globe and Mail пишет, что отправлять бригады рабочих северокорейский режим начал еще в советские времена — чтобы уменьшить финансовую задолженность перед Москвой.

Практика отправки рабочих за границу ради зарабатывания наличных денег для государства укрепилась и расширилась при новом главе КНДР, сыне Ким Чен Ира — Ким Чен Ыне. По сведениям иностранной прессы, которые не спешат подтверждать в Пхеньяне, к примеру, в этом году была заключена сделка на отправку на заводы в КНР 20 тыс. рабочих из Северной Кореи.

Труд северокорейцев привлекателен и для российских подрядчиков, в том числе и тем, что гастарбайтерам выдаются официальные рабочие визы.

Напомним, что на строительство комплекса зданий Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где в дни саммита проживали мировые лидеры и рядовые участники форума, была потрачена гигантская сумма в 670 млрд рублей. Так как завершали работу в условиях спешки, недоделки гостями форума и въедливыми журналистами были замечены сразу же после прибытия на остров Русский. В многочисленных статьях описывались проблемы с водой, отделкой интерьера, курьезы с лифтами и воплощение на практике второй извечной российской беды, помимо дорог.

The Globe and Mail пишет, что тяжелые условия труда для иностранных рабочих при строительстве и ремонте зданий к саммиту АТЭС в России были фактически секретом Полишинеля — тайной, о которой принято молчать, но при этом известной всем.

Цитата:

Концлагерь
Хуже всего приходится тем рабам, которые попали не на строительство мостов, а на сам остров. Владимир Путин в обход всех предусмотренных законом конкурсов распоряжением правительства, которое он к тому времени возглавил, назначил единственным подрядчиком строительства Дальневосточного федерального университета на острове Русский свата азербайджанского президента (его дочь замужем за сыном бизнесмена) долларового миллиардера Араса Агаларова.

И теперь, судя по сообщениям местной прессы, на острове Русский организован концлагерь, где под присмотром сотен охранников трудятся за чашку супа рабы не только из России, но и из самых разных стран. Кроме охранников, за «порядком» следят и так называемые прорабы, разъезжающие по территории гигантской стройки на джипах и отлавливающие тех, кто пытается сбежать.

Вот как в одной из газет края описывают чудо-остров рабочие из города Партизанска, что в 100 километрах от Владивостока. Мужики ехали на остров с надеждой поправить финансовое положение своих семей. Им, разумеется, наобещали большие деньги, благоустроенное общежитие, трёхразовое питание и т.д.

Однако по прибытии их расселили в «апартаменты» по 10 человек в небольшой комнате. «Воды нет, вонь стоит невозможная, везде толкучка, тараканы, но зато в коридорах чудо техники — камеры наблюдения», — вспоминают они. Затем появились проблемы с обещанными спецодеждой и инструментом, полным отсутствием техники безопасности. Работать их заставляли без чертежей. А у технадзора, принимающего работы, они были. Поэтому каждый раз возникал конфликт.

Режим установлен строгий: подъём в 6 часов, но умыться ещё нужно умудриться, так как с водой на острове большая проблема: её в общежития подают два раза в день на короткое время. В качестве туалета — контейнер с ямой под ним. В нём по колено грязи и фекалий.

Завтрак — с 7 до 8 часов, а до столовой нужно пройти около километра по колено в грязи или в клубах пыли от проезжающих машин — в зависимости от погоды. Меню до предела однообразное: суп, рис, лапша, самые дешёвые соевые сосиски. Есть приходится грязными руками, так как воды не хватает даже на кухне. Попасть на обед или ужин не просто. На входе стоит охранник, сдерживая ломящуюся в двери толпу.

Режим хуже тюремного. Заходишь в общежитие или выходишь — предъяви пропуск. Если идёшь с сумкой — досмотр. Днём заходить в общежитие нельзя. Хамство охраны не знает предела. Порой охранники ломятся ночью в комнаты для проверки.

С наступлением холодов выяснилось, что обеспечивать рабочих зимней спецодеждой никто не собирается. В результате 90% получают простудные заболевания. Лечить людей на острове негде, нет даже аптеки. Во Владивосток для получения медицинской помощи с острова никого не выпускают.

Когда подошёл к концу срок вахты, партизанцев «рассчитали». Получилось 40 тысяч рублей на 12 человек — почти за два месяца работы в каторжных условиях. Похоже, 3 тысячи рублей за 50-дневную вахту — это самое большее, на что могут рассчитывать рабы саммита АТЭС.

Многие, прибыв на остров и вкусив «прелестей» жизни в концлагере, стремятся убежать оттуда. Некоторым это удаётся. Люди, сбежавшие со стройки, маются на вокзалах, ожидая денежных переводов от семей, которые они хотели обеспечить своими высокими заработками. А билеты в европейскую часть страны даже на поезд, не говоря уж о самолёте, стоят больше 10 тысяч рублей.

Путинская модель для России?

Видимо, недаром Владимир Путин назначил губернатором Приморского края человека, слывшего криминальным авторитетом. Без подобных навыков и знакомств было бы невозможно обеспечить установленный рабовладельцами «порядок» в концлагере.

Так что рабам надеяться на помощь криминального по своей сути государства бессмысленно. Единственный способ не оказаться в концлагере — ни в коем случае не попадаться на удочку хитрых работорговцев.

Судя по тому, что сам Путин неоднократно наведывался на остров Русский и был весьма доволен тем, что там творится, именно такой «порядок» он мечтает установить по всей России.