Убийство британской семьи во Франции поставило следствие в тупик

На минувшей неделе во Франции произошло убийство, вызвавшее большой резонанс во всем мире. Жертвами преступления стала семья британских арабов, застреленных в глухой местности на юге страны. При нападении выжили две маленькие девочки, одна из которых получила тяжелые травмы и едва не скончалась. Делом, подоплека которого остается неизвестной, занялся один из самых опытных следователей Франции.

Убийство произошло днем в среду, 5 сентября, в национальном парке недалеко от города Анси (Annecy) в департаменте Верхняя Савойя (регион Рона — Альпы). Тела жертв обнаружил бывший военный пилот британских ВВС, проживающий в этой местности: проезжая мимо места преступления на велосипеде, он наткнулся на маленькую девочку, которая из-за травм едва держалась на ногах и буквально упала ему под колеса.

Убитые — мужчина и две женщины — были найдены в бордовом универсале «БМВ» с британскими номерами. Еще один труп, это был велосипедист, обнаружили неподалеку от машины. Изначально стражам порядка запретили что-либо трогать на месте преступления, в том числе, открывать двери автомобиля. Когда же несколько часов спустя прибыли следователи, оказалось, что в ногах у младшей женщины пряталась еще одна девочка, которая была вынуждена провести там восемь часов. Никаких повреждений у нее не нашли.

На месте преступления следователи обнаружили не меньше 25 гильз от патронов для самозарядного пистолета калибра 7,65 миллиметра. Сказать, был ли это один пистолет, или стреляли из нескольких единиц оружия, они пока с точностью не могут, хотя по одной из версий, преступников было как минимум двое. Как позже выяснилось, пассажирам целились точно в голову: в каждого из них, а также в велосипедиста сделали по два выстрела (по некоторым данным, в последнего выпустили семь пуль).

Пассажирами «БМВ» оказалась семья иммигрировавших в Великобританию иракцев: глава семейства 50-летний Саад аль-Хилли (Saad al-Hilli), его жена 47-летняя Икбаль (Ikbal), теща 74-летняя Сухайла аль-Аллаф (Suhaila al-Allaf), у которой также обнаружился шведский паспорт, а также две дочери — четырехлетняя Зина (Zeena) и семилетняя Зайнаб (Zainab). Последнюю с места преступления с огнестрельным ранением в плечо и тяжелой черепно-мозговой травмой от удара тупым предметом отправили в больницу в Гренобле, где ее ввели в искусственную кому и прооперировали. В воскресенье стало известно, что она вышла из комы, однако пока остается под действием седативных препаратов и еще неспособна общаться с людьми. Убитого велосипедиста опознали как местного жителя Сильвена Молье (Sylvain Mollier).

Сразу после обнаружения жертв встал вопрос, что стало причиной расправы. Тот факт, что все они были застрелены в голову, заставил следователей предположить, что они столкнулись с профессионалами, которые, возможно, имеют военную подготовку. Последним семью видел местный житель, чинивший крышу дома. По словам Лорана Фийон-Робена, машина проехала мимо него в промежутке между половиной второго и тремя часами дня, в то время как сообщение в полицию об убийстве поступило в 15:58. Фийон-Робен при этом подчеркнул, что никаких выстрелов не слышал, хотя обычно звуки стрельбы в этой местности распространяются хорошо. В связи с этим он предположил, что у преступника (или преступников) был глушитель. Кроме того, француз выразил недоумение в связи с тем, что семья вообще поехала в национальный парк, где, по его словам, редко кто отдыхает.

Не проясняют дело и показания бывшего пилота, который обнаружил убитых и вызвал полицию. Он, в частности, рассказал, что Сильвен Молье, также ставший жертвой стрелка, обогнал его на склоне совсем недалеко от места преступления, так что на момент убийства он не должен был значительно увеличить дистанцию. При этом британец не упоминал о каких-либо необычных звуках, которые могли бы долететь до него с небольшого расстояния. В то же время младшая дочь аль-Хилли, четырехлетняя Зина, позже рассказала полиции, что все что она запомнила — это громкие крики и шум.

Самой громкой и скандальной стала версия, появившаяся в пятницу, согласно которой мотивом для расправы могла стать семейная вражда. По данным следствия, у Саада аль-Хилли в прошлом якобы произошла ссора с его старшим братом, 53-летним Заидом (Zaid), предметом которой стала недвижимость их отца, умершего в августе 2011 года. Однако сам Заид, который еще в четверг явился в британскую полицию, чтобы прояснить судьбу брата, в пятницу выступил с опровержением. В субботу он был допрошен, однако каковы были итоги допроса и рассматривается ли по-прежнему версия о семейной ссоре, не уточняется.

Между тем в СМИ версии продолжали множиться. Одной из них стала возможная причастность к убийству разведки: по словам соседа аль-Хилли из графства Суррей в Великобритании, во время иракской войны за домом убитого якобы была установлена слежка. Кто именно ее организовал, мужчина не смог сказать, однако предположил, что это были агенты спецслужб. Впрочем, в правительстве Ее Величества эту версию уже опровергли.

Также следствие не исключает, что расправа может быть связана с профессиональной деятельностью жертвы: после эмиграции в Великобританию в 1970-х годах из-за претензий со стороны режима Саддама Хусейна аль-Хилли, инженер по образованию, основал собственную компанию Shtech Ltd. Среди его клиентов были и оборонные предприятия, в том числе концерн EADS. Кроме того, он возглавлял еще одну британскую компанию, которая занимается аэрофотосъемкой, а также работал на производителя малых спутников Surrey Satellite Technology. В неофициальных беседах французские следователи склоняются именно к этой версии, уточняя, что подозревают ближневосточных партнеров аль-Хилли, которые в прошлом могли остаться недовольными его работой.

Необычность дела привела к тому, что еще 6 сентября на пресс-конференции в Лондоне разобраться в случившемся пообещали премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Франсуа Олланд, приехавший на Паралимпийские игры. В результате расследованием занялся один из самых опытных следователей страны — директор уголовного отдела Национальной жандармерии Марк де Тарле (Marc de Tarle). Этот шаг показал, насколько исключительным в Париже считают произошедшее: как правило, подобные преступления поручают местным органам правопорядка, тогда как центр в крайнем случае всего лишь контролирует следствие.

В настоящий момент наибольшие надежды следственная команда возлагает на старшую дочь убитых, Зайнаб, которая сейчас под вооруженной охраной приходит в себя после операции. По данным полиции, на место происшествия она приехала, сидя рядом с водительским сиденьем, а в момент нападения находилась снаружи, так что она вполне могла видеть стрелявших.

P.S. Пока этот материал готовился к публикации, пришло сообщение, что в дом аль-Хилли в графстве Суррей были вызваны саперы. Причиной стало обнаружение во время обыска подозрительного вещества. Через три часа специалисты покинули дом, пообещав позже сделать официальное заявление.