Последний выход актера Белявского

Тайну своей смерти легендарный Фокс унес с собой.

Как ножом в самое сердце — погиб Александр Белявский. Упал с 5-го этажа и разбился насмерть. Основная версия — самоубийство.

Когда слышишь такое, испытываешь ужас. Пора бы уже привыкнуть, пора понять, что в этой жизни может быть все. Даже чего и быть не может. Потому что это происходит и происходит. Уходят люди, которые считались незыблемыми, бессмертными. Любимыми. И поверить, что кого-то из них мы можем потерять… Даже если болели, страдали… Непредставимо. Ведь мы же их знали по ролям, где они такие все замечательные. Живее всех живых.

Белявский сыграл множество ролей. Диапазон его возможностей велик, можно даже сказать, бесконечен. Если бы только все режиссеры об этом знали. В «Июльском дожде» Марлена Хуциева это молодой, красивый интеллектуал, в меру циник, но так современен и свободен…. В «Иронии судьбы» у Рязанова малюсенькая роль, и абсолютно незабываемая. Вспомнить хотя бы, как неповторимо он чешет бутылкой шампанского за ухом. Разве этого мало? Железная логика! Ну и, конечно, Фокс, Евгений Петрович Фокс. Во сне всегда будет сниться. Всем нам.

В жизни его роль была совершенно необычайна. Таких личных трагедий мало кто вообще мог пережить. И такой любви. К нему прежде всего. Два года назад, встречаясь с его первой женой, с родной сестрой и старшей дочерью, я ощутил такую неизбывную нежность по отношению к нему, исходящую от этих женщин. И никакой обиды. Вообще. Одна любовь.

Это особенное чувство он, конечно, испытывал не один раз. В 71 год у Белявского появилась еще одна доченька, Саша. Разве может быть у человека большее счастье?! Но потом — тяжелый инсульт и долгое, требующее непомерных усилий восстановление…

Что же произошло сейчас? Не выдержал, сломался, не хотел быть никому, прежде всего своей жене Людмиле, в тягость? Или, испытывая все ту же нежность, вышел к окну, чтобы еще раз увидеть Сашеньку, потом сердце… Несчастный случай. Трагедия.

По большому счету теперь это уже не важно. Ушел большой человек, большой артист. Которого очень любили. Все мы.

Первая жена: «Не мог он так кончить жизнь»

— Валентина Викторовна, когда вы виделись в последний раз?

— На даче, он там был летом. Ну как виделись: я у себя на даче, он у себя, но так как у нас рядом участки, я его увидела, помахали друг другу ручкой. И все, больше ничего. Раньше-то он к нам приходил, мы к нему, а теперь уже не выходил больше. Он ослаб очень сильно.

— Валентина Викторовна, нуждался ли Александр Борисович, ему кто-то помогал?

— Я не знаю, но, думаю, наверное, его семья не нуждалась. Все-таки когда он был здоров, то очень хорошо зарабатывал, и, наверное, какие-то накопления были. Но я никогда в это не вникала, все-таки мой статус немножко другой. Я не лезла к нему в душу, не спрашивала.

— Но что же случилось? Несчастный случай? У Александра Борисовича хоть когда-то были мысли о самоубийстве?

— Конечно, это несчастный случай, в этом я не сомневаюсь. Хоть он был очень болен и сознание его изменилось, но думаю, что не мог он так кончить жизнь.

Старшая дочь: «Это точно не самоубийство, папа так любил жизнь…»

— Я виделась с папой несколько дней назад. В последние месяцы он стал плохо себя чувствовать, причем это очень резко произошло. Все лето папа жил на даче, мы думали, что свежий воздух и покой улучшат его самочувствие, но болезнь была выше всего.

— Надя, нуждался ли Александр Борисович в какой-то материальной помощи от Союза кинематографистов, например?

— Трудно сказать, мы же не жили вместе с ним, не знаю, часто ли ему звонили, помогали. Но когда был его юбилейный вечер в Доме кино, там собирали средства для папы — и артисты, и какие-то организации, и Союз кинематографистов…

— Вы виделись с папой недавно. Он мог уйти из жизни сам, по своей воле?

— Я уверена, что это несчастный случай. Да, он жил на третьем этаже, а поднялся на пятый… Но люди с таким тяжелым заболеванием, тем более после ухудшения в последнее время… Знаете, что он всю жизнь прожил на пятом этаже, когда еще был с нами. Потом он жил в соседнем подъезде, и тоже на пятом этаже. Что происходило у папы в голове, мне трудно сказать, но явно были какие-то изменения, все признаки на это указывали. Он мог элементарно забыть, перепутать. Он много раз мне жаловался, показывал, что кружится голова. Но это точно не самоубийство: папа был настолько сильный, так любил жизнь… Борясь со своей тяжелой болезнью, он бы так никогда не сделал.

Сестра: «Он дорожил любовью зрителей»

— Последний раз я видела Сашу накануне его 80-летия. Он уже тогда не очень хорошо себя чувствовал.

— И свой юбилей Александр Борисович не смог отметить?

— Да, в связи с его плохим самочувствием ему трудно было долго сидеть за столом, выносить большие компании. Психологически прежде всего. 80-летие Саши было в мае, они тогда еще жили в Москве. В ресторане собираться ему было бы тяжело… Вы знаете, несколько лет назад он был на моей золотой свадьбе. Саше там стало плохо, его вывели посидеть сначала в фойе ресторана, потом на улицу. В квартире же отмечать торжество вообще было нельзя, у них она маленькая, тесная. И мы решили отложить его юбилей на то время, пока они не приедут на дачу, и вот там уже собраться. Но и на даче ему было тяжело, так что этот вопрос решился сам собой, семейного торжества не было. Хотя Сашу такие вещи никогда особенно не заботили, он не гнался за помпезными отмечаниями юбилеев, за наградами. Вот чем он дорожил по-настоящему, так это вниманием и любовью зрителей, это точно.

— Ольга Борисовна, его навещали друзья, коллеги?

— Я совершенно точно могу сказать, что Сашины друзья его не забывали, навещали, помогали. Но даже если у Саши было плохое состояние или какие-то затруднения, он никогда об этом не говорил, никогда.

Об актере вспоминают

Михаил Державин:

— Саша был очень деятельным был, его работа в театре всегда совмещалась с кинематографом. Вот он как-то полетел сниматься в Польшу и оттуда привез идею передачи «Кабачок »13 стульев«. Именно благодаря Саше она стала очень известной. Саша и стал первым ведущим «Кабачка». Затем раза два был еще Андрей Миронов, а потом уже я. …Когда Саша заболел, я звонил ему несколько раз, но ему было трудно разговаривать. Мы узнавали всегда, что с ним происходит, думали, что он поправится и снова будет играть. Он был замечательный парень, человек изумительный, очень остроумный, веселый и талантливый.

Эльдар Рязанов:

— Я Сашу снял в четырех своих фильмах. Это были небольшие роли, но он так отдавался этой своей игре, профессии… Это был артист самого высокого класса. А какой доброжелательный собеседник на съемках, просто необычайно приятно было с ним общаться. Вообще, главное его качество — доброта, а это так редко встречается. Он ведь еще и оказался моим соседом по дому, я наблюдал его в быту, и это тоже было очаровательно. А скольким знаменитым зарубежным артистам он подарил свой голос! …В последнее время он тяжело болел, плохо говорил, почти не играл. Для артиста это трагедия. Может, он сломался.

Из интервью «МК» 12.03.2010 г.

Ольга Белявская, сестра: Как Саша хотел убежать на войну

Шуре тогда было 11 лет. И вот они со своим двоюродным братом и другом Михаилом решили бежать на фронт. Нашли большущий чемодан и туда складывали еду — кусочки сахара, хлеб, ну, чтобы в дороге на войну не голодать. Но кто-то из родных обнаружил заговор. Потом долго мы пользовались запасами из этого чемодана.

Чувство юмора

У Саши прекрасное чувство юмора, но очень своеобразное. На моей свадьбе он встал и сказал тост моему мужу: «Даня, извини, что мы тебе такую свинью подложили!»

Трагедии

Первый его сын погиб в двухлетнем возрасте: сам пошел на озеро, а няня и не заметила. Это было в 75-м году. Сыночка звали Борис. Но по еврейским традициям нельзя называть ребенка в честь живущего родственника. А дедушка тогда был жив… После этой трагедии Саша с Валей усыновили ребенка из детдома. Его звали Андрей. Он тоже погиб, когда ему исполнилось 20 лет. Выпал из окна.

Удар

После рождения Сашеньки через четыре месяца у Шуры случился тяжелый инсульт. Понимаете, у нас с ним отсутствует ген, отвечающий за свертывание крови. Мы проверялись. Может, инсульт из-за этого был.

Надежда Белявская, дочь:

— Я родилась в 76-м. Родители тогда еще жили вместе. То, что они разошлись, я стала понимать, только когда уже стала в школе учиться. Папа часто был на съемках, гастролях. Я спрашивала маму: «Когда же папа вернется?» Она говорила: «Вот снимется и приедет. Все будет хорошо». Папа, уже живший отдельно, каждый вечер приходил к нам, мы с ним в шахматы играли. Окончательно родители разошлись в 83-м.

— Когда вы окончательно поняли, что родители в разводе, как это пережили?

— Очень тяжело. Так хотелось, чтобы папа с мамой опять были вместе. Папы очень не хватало. Я ему как-то говорила: «Папа, вернись к маме». А он мне: «Ты вырастешь и все поймешь». Хотел мне объяснить, но боялся, что я могу не понять. И вот я выросла, мы поговорили. Я его поняла. Конечно, иногда мы ссорились, я его осуждала: зачем ты, мол, снова женился. Но потом мирились. Он мне даже письма писал, объяснялся. Тяжело ведь, когда нет общения.

— Как произошло несчастье с приемным сыном Александра Борисовича Андреем?

— Это случилось здесь, недалеко. Он выпал из окна шестого этажа, хотя занимался скалолазанием. За несколько минут до этого он мне позвонил: «Ты дома? Я сейчас к тебе приду». Папа очень тяжело переживал эту смерть, попал в больницу с сердцем. После гибели своего второго ребенка он стал еще больше заботиться обо мне, о маме.

Белявский о себе

• Даже когда выезды за рубеж были под запретом, меня и тогда не тянуло никуда ездить. Если и бывал за границей, то только по работе. На меня все смотрели как на сумасшедшего, когда в 70-е годы я отказался от поездки во Францию. Очередь стояла, чтобы попасть в ту группу, а я ни в какую. Нет, туристом за границу и бесплатно не поеду. Однажды меня уговорили поехать в Америку. И вы знаете, такое чувство унижения там испытал. Отсутствие денег, несвободное поведение… Ощущаешь себя каким-то дрессированным тюленем.

• Высоцкий… мне сказал тогда важнейшую вещь: «Фокс — это человек, который очень себя уважает». Вот это было самое главное: независимость и самоуважение. А сильные личности в нашем народе всегда почитались. Вообще, роль Фокса сделала меня знаменитым, но и надолго ограничила мои возможности в кинематографе. Для всех режиссеров я стал Фоксом, и мне долго предлагали роли всяких проходимцев. Этот образ настолько прикрепился ко мне, что после фильма «Серые волки», где я сыграл роль Брежнева, меня в шутку называли Леонидом Ильичом Фоксом.

• Я лишен тщеславия, желания всемирной известности, богатства… Это все не для меня. Мне нужна работа. Если она получается — хорошо. Если могу материально обеспечить семью — хорошо. Если это не вредит моему здоровью — хорошо. А сидеть в мои годы и ждать, что на меня какой-то шедевр вдруг свалится… Извините, когда человеку за семьдесят и он востребован — это уже счастье.

• С женой Милой я познакомился в Питере. В перерыве съемок фильма «Цена быстрых секунд» сорвался в магазин. Шел дождь, и я попросился к симпатичной девушке под зонтик, а узнав, что она москвичка, выпросил телефон. И сразу его потерял! По приезде в столицу разыскивал свою суженую по четырем мединститутам. Она по специальности врач-травматолог и однажды спасла мне руку, которая на даче попала в пилу-циркулярку, — быстро оказала неотложную помощь и доставила к врачу.