Испанская пенсионерка и проблемы православия: что общего?

Какой Иисус вам нравится больше — с драматично запрокинутой головой в терновом венце или пушистый и со съехавшими набок глазами? Наверняка эту историю вы уже знаете: 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес из испанского городка Борха так «удачно» отреставрировала церковную фреску, что изображённый на ней Христос, мягко говоря, изменился в лице и обрёл повышенную пушистость. В общем, испортила бабуля работу художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Вы, кстати, раньше об этом Мартинесе что-нибудь слышали? В англоязычной Википедии ему посвящено два абзаца, в испаноязычной — пять: родился-женился, пейзажи-портреты. Зато теперь он всемирно знаменит.

Фреску собираются «реставрировать обратно» (сеньору Хименес уже попросили сообщить, какими материалами она пользовалась, а её работу временно завесили репродукцией оригинала), то есть — стереть неправильного Иисуса и восстановить правильного. С драматично запрокинутой головой в терновом венце, как бы запечатлённого в тот момент, когда Понтий Пилат, пытаясь вызвать сострадание обезумевшей толпы, говорит: «Се, человек» (Ecce Homo — название фрески).

А в интернете идёт сбор подписей под петицией, призывающей фреску не трогать и оставить Христа пушистым. Без тернового венца, со съехавшими набок глазами — в нечеловеческом, прямо скажем, облике.

Комментарии самые разные (большая часть на испанском, которого я не знаю — мне их приходится прогонять через автопереводчик, так что привожу не дословно, в пересказе):

«Если сохранить эту работу, она будет привлекать тысячи туристов». Сомневаюсь, если честно — тысячи туристов уже увидели эту работу в интернете. Разве что сувенирную лавку открыть, но мне этот аргумент в любом случае не нравится своей меркантильностью.

«Работа Хименес — проницательное отражение сегодняшней политической ситуации, тонкая критика креационизма». Это пишут те, кому кажется, что подновлённый Иисус похож на обезьянку (тысячи их). Опять не то. Во-первых, это настолько же обезьянка, насколько балерина, папа римский или испанский лётчик. Во-вторых, прекратите приписывать авторам посторонние мотивы!

«Никто не говорит, что Христос должен был быть человеком. Реставратор открывает новую версию — Христа-инопланетянина». Шутники.

«Любой, кто разбирается в искусстве, поймёт, что работа Сесилии намного превосходит оригинал, она гораздо выразительней и выделяется на фоне скучного реализма религиозной живописи». Если не сказать крепче, как арт-критик Джонатан Джонс: «Мартинес не великий художник, а его работа Ecce Homo — никакой не шедевр. Это второй эшелон отбросов академической традиции. Во времена, когда она была написана, в другом испанском городе учился рисовать мальчик по имени Пабло…»

В итоге я тоже подписала петицию (чего там, меня даже уговаривать не пришлось), но не из эстетических соображений. Увидела среди комментариев что-то вроде: «Труд и самоотверженность этой дамы, её энтузиазм и преданность ценнее оригинальной фрески. Её работа — акт бескорыстной любви», а потом посмотрела передачу «Дзядко 3», в которой священник Алексей Уминский говорит так: «Обществу совершенно не интересно наше богословие… А интересует только одно: Церковь умеет любить че-ло-ве-ка?» И как-то даже символичным оказалось название этой несчастной росписи.

В общем, очень своевременная фреска.