У иркутян есть шанс спасти будущее поколение России

Инициативная группа иркутских родителей, которые протестовали всё лето за доступное дошкольное образование, раскрыли глаза на многое. На территории Иркутска (не исключено, что такая ситуация по всей РФ), и этому долгое время не предавали значение, не соблюдается Конституция РФ в части равного и бесплатного получения дошкольного образования.

Может кто-то и осознавал масштабы этой проблемы, но публично бороться со сложившейся системой не пытался. Были отдельные судебные решения, которые обязывали власти предоставить ребёнку место в детском саду. Но и в этом случае чиновники от департаментов и управлений образования на местах пытались препятствовать выполнению судебных решении. Такие ситуаций, которыми делятся родители на сайте «Движения «Российским детям — доступное дошкольное образование», множество (http://rdddo.ru).

Усугубили положение дел поправки в закон «Об образовании» (в действующей редакции). В начале года государство сняло с себя гарантии о дошкольном образовании и решило только содействовать в его получении, а к середине года увеличило возраст поступления ребёнка в дошкольные учреждения. В Иркутске, пользуясь этими поправками, власти с первого сентября прекратили набор в садики детей до трёх лет. Под запрет, по оценкам протестующих иркутских родителей, попало около 15 000 детей (точные цифры всё разнятся). Общая очередь в детские сады Иркутска более 30 000 человек.

Самое деятельное участие в попытках уладить последствия протестов принял губернатор Приангарья Сергей Ерощенко, опираясь на возглавляемое им Правительство. Иркутские городские власти отстранились от решения проблемы, пытаясь даже манипуляциями разобщить протестующих. Об этом «БГ Иркутск» уже писал (http://bg-irkutsk.livejournal.com). Ситуацию усугубляет то, что параметры дошкольного образования, которые для протестующих иркутян не приемлемы, насаждаются с Москвы и скорее всего вот-вот войдут в новый закон «Об образовании». В этом случае без поддержки широких слоёв населения не поможет и губернатор. Кстати, иркутские областные власти уже пытаются «взять под козырёк» выполнение новых условий. Этого иркутянам допустить нельзя.

Были надежды на то, что «Марш миллионов», заявку на который подали на 15 сентября, пройдёт не только под девизом «Россия без Путина», но и «Поможем «мамочкам» в их борьбе» («мамочки» так в Иркутске называют протестную группу родителей). Поскольку на данный момент «мамочки» — самая массовая социальная группа, требования которой понятны и конструктивны. Но несистемная оппозиция (заявители митинга), которая могла бы поддержать и даже возглавить протест, пошла по пути системных партий, предпочитая собственные лозунги и не желая работать с населением. Другими словами, есть большая вероятность, что «Марша миллионов» в Иркутске не будет. А это был последний шанс для «мамочек» на всю Россию заявить о себе (http://bg-irkutsk.livejournal.com).

Тем не менее, в регионе, кроме разного рода системных и несистемных оппозиционных партий и движений, достаточно социальных групп (обманутые дольщики, противники точечной застройки и беспредела в ЖКХ, борцы за жильё социального найма), которые могли бы, поддержав «мамочек», всё же повлиять на решение властей. В перечисленных группах отсутствует корыстный интерес.

Тем более о чрезвычайной важности сохранить для ребёнка дошкольное образование по типу «советского» говорят и представители властей. Вот, к примеру, слова начальника департамента образования администрации г. Иркутска Валентины Перегудовой.

«Главное преимущество детского сада для самого ребенка — наличие детского сообщества, благодаря которому формируется социальный опыт ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, приобретает способы общения и взаимодействия с ровесниками. Родители при этом избавлены от чувства вины, что ребенок заброшен. Они могут быть уверены, что их чадо находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги», — говорит Перегудова .

Уверен, что лучше и не скажешь. Но вот реализовать это преимущество на территории Иркутска ни начальник департамента, ни Дума, ни мэр не хотят. Поэтому вся надежда только на энергию «мамочек».

«Мамочкам» необходимо сформулировать факты, на примере Иркутска, для оперативного внесения законодательной инициативы. В законопроекте нужнозакрепить обязанность государства за дошкольное образование, потому как иначе последствия непредсказуемы (об этом говорит и Перегудова), и уменьшить возраст гарантированного всеобщего, равного и бесплатного дошкольного образования для детей, начиная с года или хотя бы с полутора лет (в старом законе «Об образовании» возраст начинается с двух месяцев).

В ходе работы над законопроектом пересмотреть критерии лицензирования дошкольных учреждений и полноту программ дошкольного обучения. Возглавить эту работу должны депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, а экспертов предоставить Правительство Иркутской области.

Параллельно с помощью населения собрать подписи о необходимости введения таких поправок. Кроме этого, иркутские парламентарии должны обратиться к соседним субъектам за поддержкой, такая практика существует. Для увеличения представительности инициативы в подготовке документа могла бы поучаствовать и Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. Запустить механизм такого мощного взаимодействия могли бы губернатор и председатель Законодательного Собрания Иркутской области.

Сформировав такую «компетентную силу поддержки» можно дойти не только до Госдумы, но и до Президента РФ и решить вопрос, принципиально, не допустив изменения закона «Об образовании» в части дошкольного образования. Впоследствии имея законодательную базу приступить к решению проблемы с нехваткой мест в детских садах Иркутска. На мой взгляд, навести порядок на местах, будет значительно сложнее. Но для этого имеются социально активные группы, которые должны помочь решить эту задачу.

Верится слабо, что так может произойти, но это единственный путь не допустить стратегических просчётов в отношении воспитания будущего поколения. Ну а теперь слово за иркутянами.