«Оптимизация» образовательного процесса идет полным ходом

До конца 2012 года российское министерство образования и науки должно завершить мониторинг качества приема студентов, поступивших на бюджетную форму обучения согласно результатам ЕГЭ. Результаты этого обследования будут использованы при определении будущего российских вузов.

«В отношении каждого проблемного вуза будут использованы различные инструменты для улучшения его работы. В целом для нас является приоритетом высокое качество обучения. Поэтому в сильных вузах число бюджетных мест будет увеличиваться, в слабых – сокращаться», – пояснил министр образования Дмитрий Ливанов.

Напомним, что в июле текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев, рассуждая о том, что число вузов «превосходит все разумные рамки», прибегнул к историческим аналогиям, вспомнив известное изречение древнеримского деятеля Катона Старшего. «Карфаген должен быть разрушен: значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть перепрофилирована или закрыта», – подчеркнул глава правительства. Теперь стали более-менее ясны сроки этого «разрушения».

На сегодняшний момент существует два пути оптимизации образовательного процесса. Учебные заведения, не соответствующие стандартам современного образования, следует либо расформировать, либо включить в состав более конкурентоспособных вузов. Разумеется, применение обоих вариантов несет риск оставить тот или иной регион либо отрасль без образовательных учреждений вовсе. Поэтому при проведении оценок должны быть учтены как региональные, так и отраслевые условия действия того или иного учебного заведения.

В 2011-2012 гг. уже производилось некоторое ужесточение системы государственного лицензирования учебных заведений и, похоже, это принесло некоторый позитивный эффект. Так, согласно наблюдениям ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, сравнительно с 2011 годом улучшилось качество приема студентов в классических вузах по ряду естественно-научных дисциплин. При приеме в педагогические вузы «хорошисты» изрядно потеснили «середнячков», что тоже является хорошим признаком. А вот с приемом на инженерно-технические и сельскохозяйственные специальности дела обстоят не столь хорошо. Откровенных троечников среди поступающих в этом секторе по-прежнему слишком много.

Ужесточение требований к вузам также помогло повысить информативность их сайтов. Во всяком случае, в этом сезоне все учебные заведения опубликовали на своих интернет-ресурсах приказы о зачислении первокурсников; в прошлом году как минимум дюжина вузов еще не видели в этом необходимости. А вот полные списки и суммы баллов при зачислении по-прежнему публикуют далеко не все учреждения, хотя их число и сокращается.

Тем временем первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов призывает также не упускать из виду и ситуацию с качеством платного образования в стране. По его словам, государственные и частные вузы в России сейчас представлены в равных пропорциях. При этом большой процент последних дают «образование», не соответствующее никаким стандартам качества. «Зачастую это просто продажа дипломов в рассрочку, когда ты два раза в год приходишь в кассу, платишь деньги, а потом, через 4-5 лет, получаешь свой диплом о высшем образовании», – отмечает Бурматов.

Пока что повышенное внимание к государственным вузам при более-менее индифферентном отношении к частным вузам фактически играет последним на руку. Известно, что среди частных учебных заведений преобладают гуманитарные, которые, в свою очередь, выпускают по преимуществу юристов и экономистов. И при явном переизбытке рабочей силы на этом рынке немалая их часть еще и имеет безобразно низкую квалификацию. А большого количества низкоквалифицированных юристов и экономистов ни одно нормальное человеческое сообщество просто не выдержит.

«Складывается ситуация, что один человек должен идти получать высокий балл по ЕГЭ, для этого хорошо учиться в школе, заниматься с репетиторами, платить этим репетиторам деньги, сдавать экзамены, поступать, работать на диплом в вузе на протяжении четырех или пяти лет, а при этом есть параллельная протоптанная тропка, когда можно этого всего запросто избежать, и стоит это не очень много денег. Это бьет не только по экономике, но и по авторитету системы образования», – говорит Бурматов.

Он также отмечает, что за последние годы было закрыто некоторое количество учебных заведений, но о том, что явилось к этому поводом и что мешало закрыть их раньше, широкой публике, как правило, не сообщалось. К примеру, до сих пор нет публичной официальной информации о том, закрыт или продолжает работу Первый профессиональный университет. Сайт его, хотя и функционирует, не обновлялся с 2011 года. И если такие «тихие закрытия» будут продолжаться, это может дискредитировать саму реформу и эффективность проекта реорганизации вузов в целях повышения качества образования. Уже сейчас в Сети существует ресурс «Нет реформе!», создатели которого не жалеют красок для описания тех ужасов, которые ждут всех желающих «сохранить качественное и доступное образование для наших детей» при реализации правительственной инициативы.

Таким образом, равное внимание в оценке качества образовательного и экзаменационного процесса следует уделить как государственным, так и частным вузам, причем результаты следует преподносить обществу в максимально открытой форме. Ни одно решение о закрытии государственного либо частного учебного заведения не должно носить кулуарный характер.