Шествие преступников, которых спас Сталин

15 марта административный районный суд Риги отменил запрет Рижской городской думы на проведение шествия организации Daugavas vanagi Latvija в честь дня памяти латышских легионеров войск нацистской Германии, которое должно состояться сегодня.

Напомним, 16 марта 1944 года латвийские эсэсовцы впервые вступили в бой с частями Красной Армии. И хотя их разгромили и они с позором ретировались, но на протяжении 20 лет этот исторический факт вызывает особую гордость местных националистов.

Именно 16 марта устраивается пафосное шоу с участием бряцающих фашистскими наградами стариков, которое вызывает отторжение у всех вменяемых людей. Раз в году бывшие легионеры (их набирается, как правило, несколько сотен), которые прекрасно отсиживались в советские времена и «не жужжали», выбираются вместе со своими сторонниками в центр столицы Латвии и проходят маршем от Домского собора в Старой Риге к Памятнику свободы, который является символом независимости Латвии.

Многие задаются вопросом, откуда взялось столь внушительное количество старых легионеров (а сколько из них уже успели за последние несколько лет отправиться в мир иной), ведь согласно той же современной риторике, которая принята в Латвии, злейший Сталин уничтожал всех недовольных СССР под корень?

А, между тем, эти старые фашисты могут выползать на свет при параде, благодаря… Иосифу Виссарионовичу…

Еще в 1946 году значительная часть легионеров СС была переправлена в фильтрационные лагеря, где их сортировали: кто совершал преступления, того наказывали, отправляли в Сибирь. Остальных отпускали. Надо сказать, преступников набралось немалое количество, но руководство Компартии Латвии, которую возглавлял Ян Калнберзиньш, написало письмо в Москву с просьбой, чтобы отпустили всех рядовых участников легиона СС, поскольку народное хозяйство требует восстановления и не обеспечено рабочей силой.

Сталин, на горе потомкам, рассмотрел это предложение и… отпустил 150 тыс. легионеров! Таким образом, в Латвии не было денацификации, как об этом верещат на всех прибалтийских углах. Если сравнивать с той же Францией, где стихийно, местное население линчевало около 100 тыс. французов-коллаборационистов, которые сотрудничали с немцами, в Латвии фашисты отделались легким испугом.

И плоды этой безнаказанности мы пожинаем сейчас. Понятно, что проблема сейчас не в этих стариках с позорным прошлым, а в тех фашистских установках, которые навязываются латышам. К сожалению, как утверждают эксперты, среди латвийской молодежи неонацистская идеология становится все более популярной. И происходит это, с молчаливого согласия властей, которые 20 лет независимости наступают на одни и те же грабли, ввергая таким образом страну в системный кризис (как известно, внутренние раздоры всегда ослабляют любое общество). Однако зрелость в мышления и разумность никак не посетят в Латвии власть предержащих.

А когда, наконец, в Латвии находятся более-менее вменяемые политики, пытающиеся запретить подобные шествия, правосудие, соответственно, им в этом мешает. На заседании рижского суда, где и был отменен запрет, инициированный Рижской думой, аргументы в пользу шествия звучали обескураживающие.

Например, представители полиции заявили, что им будет легче обеспечить общественный порядок, если акцию официально разрешат. Понятно, этот довод весьма абсурден, учитывая, что в ответ на шествие легионеров, протестовать собираются недовольные акцией неонацистов. Поэтому, полиции придется особенно позаботиться об усилении. Число полицейских, которые будут следить за порядком на мероприятиях сторонников и противников легионеров «Ваффен СС», основательно увеличат по сравнению с прошлым годом, сообщила глава министерства внутренних дел Латвии Линда Мурниеце. Точное число полицейских, которое будет подтянуто к местам, где общественные организации планируют провести традиционные акции и шествия, Мурниеце отказалась называть, но отметила, что речь идет о внушительной цифре, сообщают латвийские СМИ.

Ранее министр внутренних дел Латвии призвала всех жителей республики 16 марта без необходимости не приходить к Памятнику свободы.