Специалисты определят компетентность населения России

Специалисты определят компетентность взрослого населения России В 2013 году будет завершено исследование, которое позволит сравнить конкурентоспособность и образованность населения России и других стран

В следующем году будет завершено исследование международной программы оценки компетенций взрослых на территории России — PIACC (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies), которая разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В программах ОЭСР участвует большое количество стран, начиная от Кореи и заканчивая Зимбабве. В 2013 году по условиям участия в исследовании Россия, как и любая другая страна-участник, получит данные о компетентности взрослого населения. Данные будут обрабатываются в головной организации исследования — ОЭСР. В России данную программу координирует Высшая школа экономики, проект согласован с Министерством образования и науки РФ.

«Известия» обратились за комментарием к Олегу Подольскому, руководителю проекта PIACC на территории России. Специалист разъяснил суть проекта и самого понятия «компетентность».

— Данная программа направлена, с одной стороны, на то, чтобы оценить, насколько взрослое население компетентно в ключевых вопросах (общий уровень грамотности, математические способности и навыки решения проблемных задач и ситуаций), и с другой, чтобы посмотреть, как мы выглядим на фоне других стран — участниц ОЭСР. Результаты исследования станут уникальным ресурсом содействия ведомствам и органам государственного управления, ответственным за выработку образовательной политики и политики занятости и трудоустройства, — пояснил Подольский.

Для реализации программы были разработаны два основных компонента: блок тестовых заданий, а также анкета основных характеристик. Тестовый блок направлен на определение уровня грамотности населения, математической грамотности, а также способности к решению повседневных задач.

Анкета основных характеристик содержит в себе такие пункты, как возможность образования во взрослом возрасте; проблемы перехода «от учебы к работе»; особенности участия в гражданской и общественной жизни общества; вопросы здоровья и проблемы здравоохранения; успех на рынке труда.

Одним из участников проекта являлся Научно-технический центр «Перспектива», который занимается социологическими и маркетинговыми исследованиями и экономическими разработками. Руководитель центра Виктор Пить объяснил «Известиям» какие именно работы осуществлял центр и как проходила оценка.

— Мы осуществляем тестирование в ключевых регионах России. Люди не просто устно и письменно отвечают на вопросы, но также проходят тестирование на компьютерах, — рассказал он. — Тестирование проходит в малых, средних и больших городах и поселках. Для определения района тестирования берется город и в нескольких районах выбирается несколько улиц, чтобы географическая соблюдалась пропорция, для соблюдения баланса между благополучными и неблагополучными районами.

Андрей Демидов, глава профсоюза работников образования, положительно оценил данную инициативу, но уточнил, что все будет зависеть от степени вмешательства государства в такие «эксперименты» в будущем.

— С экономической точки зрения это бессмысленно, потому что сам работодатель будет решать, компетентен человек для работы или нет. Если посмотреть с точки зрения общей культуры, то, я думаю, полезно себя оценить и сравнить. Когда это добровольно, весело и полезно, то вопросов не возникает. Правда, тут есть проблема корректности анкеты. Там могут быть вопросы, которые можно интерпретировать как угодно. Данный вопрос уже касается разделения границ между частным и государственным интересом, а, как известно, они очень зыбки, — пояснил специалист.

Свою точку зрения высказал и Константин Сонин — профессор Российской экономической школы, член совета российской Ассоциации исследователей экономики общественного сектора.

— У нас в стране, в том числе на самом верху и среди руководителей вузов, существует крайне искаженное представление об образованности нашего населения и качестве образования. Такого рода тесты позволят впервые за много (80–100) лет вести дискуссию об этом с какими-то данными в руках.

Как ранее сообщал портал Marker.ru, подобного рода тестирование коснется не только взрослого населения страны, но также школьников и студентов.

Российским школьникам предложат тесты по изучению качества чтения и понимания текста, математического и естественнонаучного образования, компьютерной и информационной грамотности.

Студентов и выпускников вузов, в свою очередь, оценят на предмет «профессиональной компетентности» с помощью тестирования по профессиональным предметам и вопросам социума.